Судья Московского городского суда Козлов И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием переводчика Ратникова Ю.В., дело по жалобам защитников Аарона Д.С. адвокатов Донского А.Е., Глинки Г.Г., Дубицкой А.М. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 мая 2016 г., которым гражданин <***> Аарон Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
установил:
19 мая 2016 г. УУП ОМВД России по Тверскому району г. Москвы майором полиции Васильченко А.В. в отношении гражданина <***> Аарона Д.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление судьи защитниками Аарона Д.С. адвокатами Донским А.Е., Глинка Г.Г., Дубицкой А.М. принесены жалобы, в которых они, ссылаются на нарушения прав Аарона Д.С. при составлении протокола, получении объяснений лица, привлекаемого к ответственности и разъяснении ему прав, так как Аарон Джошуа Самуэль не был обеспечен квалифицированным переводчиком, ссылаются, что при рассмотрении дела Аарон Д.С. и его защитники лишены были возможности давать объяснения и заявлять отводы в полном объеме, ходатайство о ведении протокола не было рассмотрено, суд необоснованно критически отнесся к представленным доказательствам, а именно медицинским справкам, принудительное выдворение является несоразмерным наказанием.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Аарона Д.С. , его защитников Глинку Г.Г., Дубицкую А.М., Донского А.Е., суд не усматривает оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, или в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а также выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и визу. Отсутствие у иностранного гражданина одного из указанных документов при себе образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 7 и п. 2 ст. 20 Закона РФ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 года N109-ФЗ, вступившего в силу с 15.01.2007 г., временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету в органах УФМС России по г. Москве по месту пребывания, иностранный гражданин, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации обязан встать на миграционный учет по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Судьей установлено и из материалов дела усматривается, 18.05.2016 года в 00 час. 05 мин. по адресу: <***>, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по Тверскому району Москвы выявлен гражданин <***> Аарон Д.С. <***>г.р., прибывший в Российскую Федерацию 23.05.2015 г., который не имел при себе паспорта и визы, требуемых в соответствии со ст. 2, 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации; не встал на миграционный учет в течение семи дней с момента прибытия в Российскую Федерацию, а также по истечении срока пребывания в Российской Федерации, с территории Российской Федерации не выехал.
Действия Аарона Д.С. по ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Его вина подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении, согласно которому 18.05.2016 года в 00 час. 05 мин. по адресу: <***>, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по Тверскому району Москвы выявлен гражданин <***> Аарон Д.С. <***>г.р., который не имел при себе документов, подтверждающих законность пребывания на территории Российской Федерации, не встал на миграционный учет в установленный срок с момента прибытия в Российскую Федерацию, не выехал с территории РФ по истечении срока непрерывного пребывания на территории РФ;
- рапортом сотрудника ОМВД России по Тверскому району г. Москвы о том, что гражданин <***> Аарон Д.С. нарушил режим пребывания иностранного гражданина в городе федерального значения Москве;
- сведениями о въезде Аарона Д.С. на территорию Российской Федерации в город Москву, содержащимися в базе ФМС России;
- копией визы согласно которой Аарону Д.С. разрешено пребывания на территории Российской Федерации с 22.05.2015 г. с условием непрерывного пребывания в течении 6 месяцев.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В заседании Московского городского суда Аарон Д.С. факт отсутствия миграционного учета, отсутствия в момент задержания у него документов, удостоверяющих его личность и факт нарушения сроков пребывания в Российской Федерации не отрицал. При этом Аарон Д.С. пояснил, что около года живет на съемной квартире.
Ссылка в жалобе о нарушении прав Аарона Д.С. несостоятелен в силу следующих обстоятельств.
Так в соответствии с положениями ст. 24.4 КоАП РФ на защиту не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта. Из материалов дела усматривается, что при составлении протокола об административном правонарушении, при даче объяснений Аароном Д.С., а также при разъяснении Аарону С. его прав присутствовал переводчик. При этом каких-либо возражений от Аарона Д.С. не поступало. Сам Аарон Д.С. не ссылался на то, что не понимал перевода, подписал указанные документы без замечаний. В суде первой инстанции Аарон Д.С. не лишен был возможности ознакомиться со всеми материалами дела, в том числе и с протоколом об административном правонарушении в присутствии другого переводчика. По ходатайству стороны защиты такое право на ознакомление с материалами дела стороне защиты было предоставлено. Таким образом, на момент рассмотрения дела судом Аарон Д.С. знал и понимал суть предъявленного ему обвинения.
При этом на письменные объяснения Аарона Д.С. при доказательстве его вины суд не ссылался. В суде первой инстанции также были Аарону Д.С. разъяснены все его права.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что права Аарона Д.С. при привлечении его к административной ответственности не были нарушены.
Представленные медицинские документы из Международного медицинского центра "ОН Клиник" от 05.12.2015 г. о том. что Аарону Д.С. не рекомендуется выезжать за пределы г. Москвы в ближайшие 10 дней, справка и выписка из медицинской карты из лечебно-диагностического центра "<***>" от 18 ноября 2015 г. о том, что Аарону Д.С. не рекомендуются смена климата и путешествия в течении 6 месяцев, не могут служить основанием для отмены постановления, поскольку не освобождают Аарона Д.С. от ответственности за нарушение сроков пребывания. Аарон Д.С. не лишен был возможности в связи с возникшими обстоятельствами решить вопрос о продлении срока пребывания в Российской Федерации. Помимо этого, данные справки носят лишь рекомендательный характер и не свидетельствуют о невозможности по медицинским показаниям выехать за пределы Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы ходатайства о ведении протокола судебного заседания и допроса свидетеля судом первой инстанции рассмотрены, по данным ходатайствам судом вынесено мотивированное определение.
Административное наказание Аарону Д.С. в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ назначено судом в соответствии с требованиями ст.3.10, 4.1, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.
Из объяснений Аарона Д.С. и его защитников усматривается, что супруга Аарона Д.С. <***> гражданкой Российской Федерации не являлась. В связи с чем оснований считать, что в данном случае нарушены положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. не имеется.
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" определяет порядок признания лица беженцем.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о беженцах признание лица беженцем предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем; 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Подача заявления о признании беженцем на территории РФ не является безусловным основанием для признания лица, подавшего заявление, беженцем и автоматически не придает ему данный статус ввиду необходимости выполнения соответствующих процедур, установленных федеральным законом.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Аарон Д.С. обратился с заявлением в УФМС РФ по Москве с заявлением о признании беженцем на территории РФ только после привлечения его к административной ответственности на основании судебного постановления.
Каких-либо объективных причин, препятствующих ему подать такое заявление в течение законного срока пребывания, не имелось.
Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в настоящее время отсутствует.
При таких обстоятельствах, основания для отмены постановления или его изменения в связи с направлением такого ходатайства в УФМС по г. Москве не имеется.
Постановление суда мотивировано и отвечает требованиям закона, предъявляемым к данному документу.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6.- 30.8. КоАП РФ ,
решил:
Постановление судьи Тверского районного суда г.Москвы от 20 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Аарона Д.С. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.