08 июня 2016 г. Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по дело по протесту военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона на постановление судьи Савеловского районного суда города Москвы от 05 апреля 2016 г., которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Оборонкадастр" прекращено,
установил:
Заместителем военного прокурора 231 военной прокуратуры вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Оборонкадастр" по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть невыполнении требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из постановления следует, что 231 военной прокуратурой гарнизона по указанию руководства Московской городской военной прокуратуры проводится проверка о возможных фактах злоупотребления служебным положением и иных нарушениях закона, допущенных должностными лицами Министерства обороны РФ.
231 военной прокуратурой гарнизона в рамках проводимых надзорных мероприятий, а также по указанию Московской городской военной прокуратуры N КР-136 от 5 февраля 2016 года, в соответствии со ст.ст. 6,2; ФЗ "О прокуратуре РФ" в адрес ООО "Оборонкадастр" 12 февраля 2016 года за исходящим N<***> направлен запрос о предоставлении паспортных данных работников предприятия за период ноябрь-декабрь 2014 года, который 15 февраля 2015 года поступил в адрес организации. Истребование паспортных данных работников было вызвано необходимостью получения в налоговых органах сведений о доходах сотрудников организации в периоды обналичивания ООО "Оборонкадастр" денежных средств, полученных по названному государственному контракту.
Однако, 16 февраля 2016 года за исходящим N<***>от 16 февраля 2015 г. в 231 военную прокуратуру гарнизона поступил ответ из ООО "Оборонкадастр", в котором ООО "Оборонкадастр" отказано военной прокуратуре гарнизона в предоставлении запрашиваемых сведений по причине того, что паспортные данные относятся к персональным данным и органы прокуратуры РФ не имеют права требовать раскрытия таковых данных без согласия субъектов этих данных.
231 военной прокуратурой гарнизона в ООО "Оборонкадастр" повторно направлено требование за исходящим N <***> от 19 февраля 2016 года о предоставлении в срок до 25.02.2016 г. паспортных данных работников организации за указанные периоды, с разъяснением ответственности, предусмотренной ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обусловленной неисполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Однако, согласно поступившего 25 февраля 2016 года из ООО "Оборонкадастр" ответа за исходящим N<***>от 25 февраля 2016 года в предоставлении запрашиваемых сведений 231 военной прокуратуре гарнизона ООО "Оборонкадастр" было отказано.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор 231 военной прокуратуры.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Оборонкадастр" Ермолаева А.В., обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствии прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, нахожу постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
Прекращая производство по делу, суд указал, что ООО "Оборонкадастр", руководствуясь положениями ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающей, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, правомерно отказала в предоставлении сведений по требованию прокурора.
Однако согласиться с указанным выводом суда не представляется возможным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Ссылаясь в постановлении на отсутствие в запросе указания на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, суд не принял во внимание вышеприведенные положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", из которых следует, что требование прокурора, связанное с проведением в отношении должностного лица проверки, подлежит безусловному исполнению.
Судом также не было учтено, что согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Согласно п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, при этом указанным Федеральным законом не устанавливается абсолютный запрет на доступ к персональным данным.
По общему правилу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Федерального закона "О персональных данных").
Как следует из положений ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2.1) и ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" (п. 7.1 ч. 2), органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать и иные сведения, относящиеся к персональным данным. В соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 506), разработанной в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными законами "О персональных данных", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора, реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", прокуроры при осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий вправе получать следующую информацию о субъекте персональных данных: 1) анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания; 2) сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ); 3) сведения об образовании, квалификации и о наличии специальных знаний или специальной подготовки; 4) сведения о трудовой деятельности, опыте работы, занимаемой должности, трудовом стаже, повышении квалификации и переподготовке; 5) сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учебы членов семьи; 6) сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах; 7) сведения об отношении к воинской обязанности; 8) сведения о доходах, расходах, налоговых обязательствах и иных обязательствах имущественного характера; 9) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 10) сведения о социальных льготах и о социальном статусе; 11) сведения о судимости, о привлечении к уголовной, административной или иного вида ответственности; 12) сведения об имуществе (недвижимости, транспортных средствах и др.); 13) сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи; 14) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); 15) персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности; 16) персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); 17) иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.
Таким образом, требование прокурора о предоставлении паспортных данных работников организации не выходит за пределы предоставленных прокурору полномочий.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено судьей по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 года N 5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
25.02.2016 г. являлся последним днем срока исполнения обязанности, возложенной предписанием на лицо, привлекаемое к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истекает 25.05.2016 г.
Следовательно, срок давности привлечения на момент рассмотрения дела в Московском городском суде истек.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8. КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2016 г. 2015 г. которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Оборонкадастр", прекращено отменить, дело в отношении ООО "Оборонкадастр" по ст. 17.7 КоАП РФ производством прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.