Судья Московского городского суда Монекин Д.И., с участием Рахматова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Рахматова Н.С. на постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года, которым
гражданин Республики *** Рахматов Н.С., ***г.р., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5 000,00 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
16 мая 2016 г. в отношении гражданина Республики *** Рахматова Н.С., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 г. Рахматов Н.С. подал жалобу, просил изменить решение суда, указал, что имеют троих несовершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
В судебном заседании в Московском городском суде Рахматов Н.С. поддержал доводы жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Рахматова Н.С.Т., оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, мпо адресу: г. *** в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики *** Рахматов Н.С., который не имел при себе документов - миграционной карты, требуемых в соответствии со ст. 2, 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации. Рахматова Н.С. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Рахматовым Н.С. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении ЮАО N *** г. от 16 мая 2016 г.; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение ЮАО N*** от 16 мая 2016 года; протоколом об административном задержании ЮАО N*** от 16 мая 2016 года; рапортом должностного лица УФМС; письменными объяснениями Рахматова Н.С.; анкетой; досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
При этом ст. 2 указанного закона иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации, называет лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114 "О порядке выезда и въезда из Российской Федерации" иностранный гражданин, не имеющий указанных документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод жалобы о наличии у заявителя действующего патента, авансовые платежи по которому вносились своевременно, правого значения для квалификация вменяемого административного правонарушения не имеет, поскольку указанное обстоятельство не освобождает Рахматова Н.С. от соблюдения действующего миграционного законодательства, закрепленного Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
К доводу о том, что Рахматов Н.С. сдал миграционную карту для продления следует отнестись критически, поскольку данные доводы ничем объективно не подтверждены и являются попыткой Рахматова Н.С. уйти от ответственности.
Более того, данные доводы противоречат порядку продления срока пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с Порядком принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 15.12.2014 N 655, действовавшим на момент вынесения постановления, к заявлению приобщаются только копии документов, а сами документы подлежат возврату.
Согласно пункта 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 "О миграционной карте" миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Рахматова Н.С. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Действия Рахматова Н.С. обоснованно квалифицированы судьей районного суда по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Рахматова Н.С. не оспаривались.
Оснований для отмены постановления суда не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, прихожу к выводу о необходимости изменения постановления судьи районного суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Рахматов Н.С. имеет троих несовершеннолетних детей Рахматова А.Н., Рахматова Д.Н. и Рахматова Р.Н., которые являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. ***).
Наличие сложившихся семейных отношений на территории Российской Федерации и наличие несовершеннолетних детей также подтверждены показаниями Рахматова А.Н., данными в судебном заседании, представленными оригиналами свидетельств о рождении детей.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Рахматову А.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации приведет к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 г., вынесенное в отношении гражданина Республики *** Рахматова Н.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Рахматову А.Н. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Республики *** Рахматова Н.С. изменить: исключить из него указание на назначение Рахматову Н.С. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения.
В остальной части постановление судьи Чертановского районного суда г.Москвы от 17 мая 2016 года оставить без изменения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.