Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Президента Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" А.К.Симонова на постановление судьи Хамовнического районного суда г.Москвы от 21 марта 2016 года, которым Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***,
установил:
13 ноября 2015 г. Ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве Ешкиным Д.В. в отношении Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" в связи с тем, что Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" выполняла функции иностранного агента, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материал был направлен на рассмотрение по подведомственности в Хамовнический районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с вышеназванным постановлением судьи, законный представитель - Президент Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" А.К.Симонов подал жалобу в Московский городской суд, в которой просил постановление по делу отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав представленные материалы, выслушав защитников Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности": Арапову Г.Ю., Земскову С.И., Мисакяна Т.А., поддержавших доводы жалобы, выслушав свидетеля - ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве Ешкина Д.В. составившего протокол об административном правонарушении, подтвердившего обстоятельства выявленного административного правонарушения, совершенного Некоммерческой организацией "Фонд защиты гласности" и возражавшего против доводов жалобы и отмены постановления судьи, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Диспозиция ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует бездействие, состоящее в невыполнении обязанности по подаче заявления о регистрации в качестве некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В силу п. 7 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве N 7885 от 23 сентября 2015 года установлено, что в период с 01 декабря 2012 года по 31 августа 2015 Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" (далее по постановлению "Фонд"), получая финансирование из иностранных источников: *** осуществляла политическую деятельность на территории Российской Федерации путем организации и проведения политических акций в форме проекта "***", реализуемого совместно с Фондом поддержки расследовательской журналистики - *** соорганизатором которого Фонд являлся, критиковалась действующая власть и избирательная система, чем формировалось мнение у слушателей "***" об оценках принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, направленное на воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленное на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Кроме этого Фондом на своем сайте размещен дайджест, доступный для неограниченного круга лица, который систематически рассылается по электронным адресам в государственные и общественные структуры, в котором содержатся статьи собственных корреспондентов Фонда, в которых даются оценки действиям органов государственной власти, тем самым формируя общественное мнение.
Факт совершения Некоммерческой организацией "Фонд защиты гласности" административного правонарушения и вина в его совершении подтверждается материалами административного дела, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2015 года, в котором отражены обстоятельства совершенного "Фондом" правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- решением Пресненского районного суда г. Москвы от 10 августа 2015 года, согласно которого постановление мирового судьи судебного участка N *** района "***" о признании виновной Некоммерческой организации "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения;
- актом проверки от 09 апреля 2015 года, в котором содержатся результаты проверки Некоммерческой организации "***";
- ответом Некоммерческой организации "***", в соответствии с которым Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", по мере необходимости, приглашает сотрудников *** в качестве преподавателей на школы, организованные "***";
- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки N *** от 23 сентября 2015 года Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности";
-уставом Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности";
- карточкой счета Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" N *** за период с января 2012 года по август 2015 года;
- оборотно-финансовыми ведомостями по счету *** года;
- отчетом Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" в ***;
- отчетом Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" по гранту N ***
- отчетами Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" ***
- распечатками с интернет сайтов, свидетельствующими о совместном участии Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" с Некоммерческой организации "***" в проекте "***".
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд обоснованно нашел вину Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" в совершении вмененного административного правонарушения установленной и доказанной.
Довод защитников Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" об отсутствии в действиях Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" признаков политической деятельности и как следствие отсутствие состава административного правонарушения, несостоятелен, опровергается собранными по делу доказательствами и поэтому не может служить основанием для отмены постановления судьи.
При рассмотрении дела об административном нарушении, судья обоснованно исходил из того, что Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", создана как некоммерческая организация, что подтверждается Уставом юридического лица, и пришел к обоснованным выводам, что "Фонд" фактически участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, путем организации и проведения семинаров и лекций, политических акций. Размещенные в сети Интернет для всеобщего доступа материалы носят политический характер, то есть направлены на формирование определенного общественного мнения относительно государственной политики в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики. При этом не имеет значения, что сотрудники данного юридического лица, не высказывают собственного мнения относительно политических процессов, так как для состава административного правонарушения в настоящем случае достаточно того обстоятельства, что "Фонд" организует и распространяет взгляды различных политических деятелей среди широкой аудитории, то есть влияет на формирование общественного мнения. Согласно представленным выпискам из лицевого счета, "Фонд" систематически получает средства от иностранных источников и что таким образом, Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" является некоммерческой организацией, которая получает денежные средства от иностранных организаций, и которая участвует, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента и при этом Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" не зарегистрирован в качестве таковой, в установленном законом порядке.
Довод жалобы о том, что 13 ноября 2015 г. Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве был составлен протокол об административном правонарушении по данному делу, в данном протоколе указывается, что дата и время обнаружения административного правонарушения - 05.11.2015 г. и что таким образом протокол был составлен лишь через 8 суток после обнаружения административного правонарушения, что является нарушением сроков его составления, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 28.5 КоАП РФ не влияет на правильность постановленного судом постановления, не влияет на квалификацию вмененного административного правонарушения и не может служить основанием для его отмены.
Довод жалобы о риске прекращения деятельности организации в связи с чрезмерным размером наложенного на организацию штрафа в ***, не может служить основанием для отмены постановления судьи, поскольку ничем объективно не подтвержден, не опровергает выводы суда и кроме того, назначенный судьей размер штрафа является минимальным в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность постановленного судом постановления и не могут служить основанием для его отмены.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела детально исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в постановлении суда. Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Некоммерческой организации "Фонд защиты гласности" в пределах санкции ч.1 ст.19.34 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Хамовнического районного суда г.Москвы от 21 марта 2016 года, которым Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.