Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника юридического лица АО "***" по доверенности Курляндской Е.А. на решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16.02.2016, которым постановление N *** главного государственного инспектора труда в Москве от 28.12.2015, вынесенное в отношение АО "***" по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде *** ,
установил:
21.12.2015 заместителем прокурора Московской межрайонной транспортной прокуратуры Моховым А.М. в отношении АО "***" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Государственную инспекцию труда по Москве.
Постановлением N *** Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Москве от 28.12.2015 юридическое лицо АО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде *** .
Решением судьи Мещанского районного суда Москвы от 16.02.2016 постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "***" Курляндская Е.А. просит вышеназванные отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения, а также в связи с допущенными в ходе производства по делу процессуальными нарушениями.
Законный представитель АО "***" надлежащим образом извещен о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об отложении не просил, в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании защитники АО "***" по доверенности Гулина О.В. и Курляндская Е.А. доводы жалобы подержали.
Старший помощник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Московской межрайонной транспортной прокуратуры Яловец Н.В. считала постановление и решение законными и обоснованными, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Государственной инспекции труда Москвы Архипов А.В. также считал решение и постановление законными.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитников, пояснения должностного лица, заключение прокурора, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Мещанского районного суда Москвы подлежащими отмене по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с 23.10.2015 по 20.11.2015 Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО "***" требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки прокурором установлено, что АО "***" допущены нарушения ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", а именно: допущена к работе (не отстранена от работы) начальник сектора платежных балансов АО "***" Лебедева Е.В., назначенная на данную должность, не прошедшая в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Вывод о наличии вины АО "***" в совершении вмененного правонарушения, по мнению должностного лица и суда, нашел свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами, в т.ч. актом проверки от 20.11.2015 и материалами проверки. Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств у должностного лица и суда первой инстанции сомнений не вызвали.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган и судья районного суда пришли к выводу о нарушении юридическим лицом требований ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и о наличии в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку административный орган и суд первой инстанции, придя к таким выводам, не учли следующее.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины АО "***", оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.
Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
-руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Абзацем 10 ст. 2.3.2 указанного Постановления предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Из указанной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определен перечень лиц, относящихся к категории руководителей общества, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, к каковым в соответствии со ст. 64-70 указанного закона относятся члены совета директоров общества, генеральный директор, члены правления (дирекции) коллегиального исполнительного органа общества.
Иные лица, в т.ч. руководители структурных подразделений акционерного общества и их заместители, могут быть отнесены к категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в т.ч. в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014), в также в случаях, если на указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или иными локальными акта юридического лица.
Следовательно, иные руководители и специалисты Акционерного общества в силу буквального толкования абз.10 п.2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, также могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что члены указанной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в организации разработаны программы обучения по охране труда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
Из материалов дела следует, что центральный аппарат АО "***" является совокупностью структурных единиц Общества, осуществляющий управленческие функции и координацию деятельности филиалов дочерних и зависимых обществ, в состав которого входят исполнительный орган Общества (генеральный директор), его заместители и подчиненные им подразделения.
Приказом от 13.05.2015 N 133 утверждена организационная структура центрального аппарата АО "***" в состав которого входят структурные подразделения в виде дирекций, служб, отделов, секторов, деятельностью которых руководят заместители генерального директора в соответствии с возложенными на них полномочиями. Функции структурных подразделений АО "***" определены специально изданными локальными актами Положениями о структурном подразделении, утвержденными генеральным директором общества.
Установлено также, что должность *** АО "***", как это следует из соответствующей должностной инструкции, утвержденной Положением о структурном подразделении АО "***", не предусматривает организацию и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, связанные в т.ч. с техническим надзором за проведением работ, не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
То обстоятельство, что на начальника сектора платежных балансов АО "***" должностной инструкцией возложена обязанность по руководству и контролю за осуществлением текущей трудовой деятельности сотрудников отдела, не свидетельствует о том, что он осуществляет именно организацию и проведение работ, связанных с необходимостью осуществления контроля и технического надзора за их проведением.
Порядок проведения обучения и проверки знаний определен положениями п.3.4,3.5 и 3.6 Постановления от 13.01.2003 N 1/29, согласно которым для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что Приказом N 174 от 04.05.2011 Первого заместителя Генерального директора - Главного инженера АО "***" создана постоянно действующая комиссия проверок знаний требований охраны труда работников центрального аппарата в составе 6 человек.
Приказом руководителя АО "***" N 36-1 от 27.02.2014 "Об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников центрального аппарата Общества", определен порядок прохождения обучения по охране труда, утверждены планы обучения, конспекты лекций, вопросы к билетам по проверке знаний обучающихся.
В суде второй инстанции достоверно установлено, что члены комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального аппарата ОАО "***" Родоманченко М.Г., Федотов Д.А., Панченко Е.В., Любченко В.Г., Внученков В.С. в соответствии с положениями п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, что подтверждается представленными в суд удостоверениями о проверке знаний требований охраны труда, соответствующими протоколами заседания комиссий по проверке знаний по охране труда работников, копиями лицензий обучающих организаций.
Согласно представленному в дело протоколу N 13 заседания комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального аппарата ОАО "***" от 21.05.2013 Лебедева Е.В. прошла обучение и проверку знаний требований охраны труда работников в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Из текста протокола следует, что Лебедева Е.В. успешно прошла обучение и проверку знаний, что подтверждено подписями членов комиссии, состав которой соответствует составу, указанному в вышеназванном приказе N 174 от 04.05.2011.
С момента последнего обучения и до момента проверки трехлетний срок, установленный пунктом 2.3.1 Порядка, не истек.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях АО "***" отсутствует.
В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16.02.2016, постановление N *** главного государственного инспектора труда в Москве от 28.12.2015, вынесенное в отношение АО "***" по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.