Судья Московского городского судья Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" Егорова М.В. на постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Абдуллаева Г.М. от 29 октября 2015 г. N***, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 22 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Абдуллаева Г.М. от 29 октября 2015 г. N*** ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ***
Решением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 22 января 2016 г. названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" Егоров М.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, указывает на то, что проверка должностным лицом проведена с нарушениями, постановление вынесено в отсутствии представителя ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3", а также судом не учтено, что обществом предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения действующего природоохранного законодательства.
Защитник ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" Егоров М.В. в судебном заседании жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании защитника ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" Егорова М.В., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из положений ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ч. 1). Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (ч. 2). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ч. 3).
При этом нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 этого же Федерального закона).
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что 23 сентября 2015 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлено, что ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3", расположенное по адресу: ***, осуществляя деятельность по обезвреживанию (сжиганию) отходов 4 класса опасности (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), твердые коммунальные отходы (отходы (мусор) от уборки территорий и помещений), текстиль загрязненный (рукава тканевых фильтров, потерявшие потребительские свойства), в нарушение требований ст. 22, ст. 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ в период с 4 квартала 2014 г. по 1 квартал 2015 г. включительно передало отходы шлаковаты незагрязненные, отходы абразивных материалов в виде порошка, мусор от сноса и разборки зданий несортированный для размещения на полигон *** с нарушением установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Действия ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" подтверждаются следующими доказательствами: решением прокуратуры от 18 августа 2015 г. о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 17 августа 2015 г. N ***; актом проверки от 23 сентября 2015 г. N***; протоколом об административном правонарушении; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; журналом движения отходов за IV квартал 2014 года; журналом учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2015 г.; паспортом отходов I-IV классов опасности; сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 и 2013 года; договором от 28.12.2012 г.; актами о выполненных работах.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в его совершении.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Судьей районного суда обоснованно сделан вывод о том, что получение ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" отказов Департамента Роспотребнадзора по Центральному федеральному округу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении вмененного административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заблаговременно в установленные законом сроки.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы Общества относительно нарушения административным органом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки не подтверждается материалами дела.
Вопреки мнению заявителя порядок производства по делу об административном правонарушении и привлечения лица к административной ответственности установлен КоАП РФ и положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не регулируются.
Порядок производства по делу об административном правонарушении предусмотрен требованиями КоАП РФ, нарушений норм которого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" судом первой и апелляционной инстанций не установлено.
Утверждение заявителя о том, что настоящее дело неправомерно рассмотрено должностным лицом в отсутствие представителя общества, является необоснованным. Из материалов дела следует и из обжалуемого постановления усматривается, что дело рассмотрено с участием защитника Кудрявых А.Н., действовавшего в интересах ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 113-119).
При этом ссылка на то, что при рассмотрении дела должностным лицом защитнику Кудрявых А.Н. не были разъяснены права, опровергается подпиской последнего (л.д. 113).
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Абдуллаева Г.М. от 29 октября 2015 г. N***, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 22 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" Егорова М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.