01 августа 2016 года судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ****ой О.В. в интересах генерального директора ЗАО "****" ****а В.Д. на решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 13 мая 2015 года, которым
оставлено без изменения постановление N0603-6/2015 старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества "****" ********, жалоба защитника ****ой О.В. - без удовлетворения,
установил:
постановлением N0603-6/2015 старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 января 2015 года генеральный директор ЗАО "****" признан виновным в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ****) рублей.
Считая постановление неправильным, заявитель обратился в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное решение.
В жалобе заявитель просит отменить решение и постановление должностного лица, ссылаясь на то, что в самом Постановлении N 712 не указано, в каком порядке должна происходить паспортизация, ЗАО "****" 24 сентября 2014 года заключило договор со специализированной организацией ООО "РПН-Сфера" на организацию проведения анализа компонентного состава отходов, разработке и направлению в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора паспортов на отходы I-IV класса опасности, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ЗАО "****" представило Заявление о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований законодательства в области обращения с опасными отходами, до начала проведения проверки был заключен договор на разработку новых паспортов, проведены отборы проб и травлены на исследование, у заявителя имеются паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности, утвержденные Ростехнадзором до 1 августа 2014 года, физически сделать новые паспорта в один день - 1 августа 2014 года невозможно, в письме от 28 октября 2014 года Ф "О порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КОАП РФ" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования указала, что в случае, если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности,
было несколько разъяснений Росприроднадзора, где также указывается, что разработанные Минприроды России проекты приказов "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV класса опасности к конкретному классу опасности", "О Критериях отнесения отходов - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" после 1 августа 2014 года только проходят процедуру оценки регулирующего воздействия.
В судебном заседании суда второй инстанции защитник ****а О.В. поддержала доводы жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, обсудив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.
Судьей первой инстанции установлено, что в результате производственных процессов ЗАО "****", по адресу: город Москва, ****образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности, код по ФККО 3533010013011), обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, шлам очистка трубопроводов и емкостей бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов от нефти, песок, загрязненный нефтепродуктами, всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензоуловителей), полимерные фильтры отработанные из нефтеуловителей (бензоуловителей), угольные фильтры отработанные, загрязненные минеральными маслами (содержащими масла- 15% и более) (III класс опасности, код по ФККО 5490270100000, 5460150104033, 3140230400000, 5460020006033, 3148000000000, 3148020201033), осадок из нефтеуловителей (бензиноуловителей), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственнобытовые стока, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки территории (IV класс опасности, код по ФККО 5460150004000, 9130000000000, 9120040001004, 9120000000000).
При этом при проверке 24.12.2014 г. установлено, что не оформлены согласованные в установленном порядке паспорта на отходы 1 - IV класса опасности, образующиеся у ЗАО "****".
Должностным лицом, отвечающим за деятельность ЗАО "****" и соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, является генеральный директор ЗАО "****" **** В.Д., которым не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств обратного не усмотрено.
При этом судья посчитал, что факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ЗАО "****" ****а В.Д. подтверждены материалами дела.
С данным выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя, так как он сделан без полного выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, требований законодательства РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 14 Закона Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 - IV класса опасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в настоящее время указанный порядок не установлен).
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, заявитель ссылается на письмо Росприроднадзора от 28.10.2014 "Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ" в соответствии с которым: в случае, если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Вместе с этим, в случае, если обязанность по составлению паспорта на отход I - IV класса опасности у хозяйствующего субъекта возникла до вступления в силу Постановления (в период действия приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", применявшегося Росприроднадзором и его территориальными органами ранее при проведении паспортизации отходов I - IV класса опасности, в части не противоречащей законодательству Российской Федерации), то есть отходы I - IV класса опасности были образованы до 01.08.2014, однако, паспортизация отходов I - IV класса опасности до указанного срока осуществлена не была, то хозяйствующие субъекты несут ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований природоохранного законодательства.
Так же заявитель ссылается на то, что в момент проверки имел паспорта на отходы I - IV класса и принимал меры для оформления новых паспортов.
Согласно приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.08.2007 N 9996)
2.9. Срок действия паспорта опасного отхода:
- для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 г., регистрационный N 4107), не устанавливается;
- для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.
В суд второй инстанции представлен Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный заместителем руководителя Московского управления Ростехнадзора 23.10.2009 г. с приложением нормативов образования отходов и паспортов на отходы. Согласно данному Документу лимит на размещение отходов установлен сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, на момент необходимости оформления новых паспортов на основании Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-1У классов опасности", которое вступило в силу с 1.08.2014 г., у ЗАО "****" имелись действующие паспорта до октября 2014 г.
Между тем, при рассмотрении дела судьей не были учтены указанные обстоятельства, а также не проверена правомерность письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.2014 г. о разъяснении порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, на которое ссылается заявитель, согласно которому, если обязанность составить паспорт на отход 1 - 1У класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 г., то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
В жалобе заявитель ссылается на то, что Приказ Минприроды России "Об утверждении Порядка отнесения отходов 1-1У класса опасности к конкретному классу опасности" зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ только 29.12.2014 г., паспорта отходов с учетом требований Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-1У классов опасности" составлены заявителем в мае 2015 г.
При указанных обстоятельствах следует признать, что выводы судьи первой инстанции сделаны без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела.
Вывод должностного лица в постановлении и судьи в решении о том, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но должностным лицом не были приняты всевозможные и зависящие от него меры по их соблюдению, ничем не подтвержден, доказательств тому не приведено.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая, что по данному делу судьей не указана дата совершения правонарушения, не дано надлежащей оценки постановлению о назначении административного наказания, в том числе с учетом указанного обстоятельства, не указаны конкретные действия, которые не выполнены заявителем при согласовании в установленном порядке паспортов опасных отходов 1-1У классов опасности, не дано оценки "Разъяснениям о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ", информации о наличии у заявителя паспортов отходов и Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующего 5 лет, информации об оформлении заявителем новых паспортов, - решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд для полного, всестороннего, объективного выяснения всех обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 13 мая 2015 года в отношении генерального директора ЗАО "****" ****а В.Д. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Московского
городского суда Нестеренко Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.