Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мустафокулова Н. на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 г., которым постановлено:
"Признать Мустафокулова Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда",
установил:
00.00.0000 г. в отношении гражданина Республики Таджикистан Мустафокулова Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с названным постановлением судьи, Мустафокулов Н обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене указанного постановления в части административного выдворения, по доводам изложенным в жалобе.
В судебное заседание Мустафокулов Н. и его защитник Бронтова М.А. явились, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав Мустафокулова Н. и его защитника Бронтову М.А., проверив доводы жалобы, усматриваю основания для изменения постановления судьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан при себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 00.00.0000 г., при исполнении служебных обязанностей инспектором отдела по району Измайлово УФМС России по г. Москве в ВАОР по адресу: ***, в 16 час. 00 мин. был выявлен гражданин Республики Таджикистан Мустафокулов Н., который нарушил право на пребывание в РФ, а именно: Мустафокулов Н., прибывший в РФ 00.00.0000 г., уклонился от выезда РФ по истечению определенного срока пребывания 00.00.0000 г. в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ., то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Действия Мустафокулова Н. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Мустафокуловым Н. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 00.00.0000 г.; письменными объяснениями привлекаемого к административной ответственности лица; личной карточкой Мустафокулова Н.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Мустафокулова Н. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Мустафокулова Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, усматриваю основания для изменения постановления судьи Измайловского районного суда г. Москвы.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Семейная жизнь в понимании названной статьи Конвенции и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними. Между другими родственниками.
Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьёй в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этих требований закона при вынесении постановления суд не учёл.
В жалобе заявитель ссылается на то, что с 00.00.0000 года Мустафокулов Н. состоит в браке с В.О.Г. гражданкой Российской Федерации, от брака имеют совместного ребёнка - В.Б.Н., 00.00.0000 года рождения, который также является гражданином Российской Федерации. В подтверждение данного обстоятельства к жалобе приложены копия свидетельства о заключении брака от 00.00.0000 г. и копия свидетельства о рождении В.Б.Н.
Оригиналы указанных документов обозревались судом второй инстанции в судебном заседании.
Суд, при назначении Мустафокулову Н. дополнительной меры наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не учел данные о его семейном положении. При изложенных обстоятельствах необходимость применения к Мустафокулову Н. столь суровой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, необоснованна.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также доводы жалобы, считаю возможным изменить постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 г. в части назначенного Мустафокулову Н. административного наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Мустафокулова Н., 00.00.0000 года рождения, изменить: исключить из него указание о назначении Мустафокулову Н. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальном постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу Мустафокулова Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.В.Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.