Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л. при секретаре Цереновой Г.В., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконова У.С., представителя Министерства финансов Республики Калмыкия Цереновой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства финансов Республики Калмыкия на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 10 мая 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации, в отношении Министерства финансов Республики Калмыкия,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия
от 10 мая 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2016 года, Министерство финансов Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Министерство финансов РК (далее Министерство) просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Министерство не относится к числу лиц, обязанных сообщать экологическую информацию. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой документ, содержащий сведения о размере платы, и не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем его несвоевременное представление не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Министерство не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ. Договором от 16 февраля 2015 г., заключенным между Министерством финансов РК и ООО "Специализированное автомобильное хозяйство", предусмотрено, что ООО "СпецАТХ" оказывает услуги по вывозу, размещению и утилизации твердых бытовых отходов. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Статьей 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
В судебном заседании представитель Министерства финансов РК Церенова Д.С. поддержала доводы жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК (далее Управление Росприроднадзора по РК) Оконов У.С. возражал против доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав стороны, прихожу к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективной стороной данного правонарушения является сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации.
Согласно ст. 1, 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и др.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (статья 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РК установлено, что в предоставленном Министерством расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления".
Между тем Министерство и ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" (далее ООО "СпецАТХ") заключили договор на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов
от 16 февраля 2015 г. Согласно актам оказанных услуг ООО "СпецАТХ" оказало Министерству услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (далее ТБО) в январе, феврале, октябре, ноябре 2015 г., что не оспаривалось сторонами.
Из анализа формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что информация, содержащаяся в разделе 4 расчета, содержит сведения об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы (наименование отхода, класс опасности отхода, фактическая масса отходов и др.), то есть данная информация является экологической.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и предоставления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204.
В силу п. 1 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 N 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Поскольку отходы производства и потребления являются источником загрязнения окружающей среды, который оказывает негативное воздействие на нее, то неуказание сведений о количестве и виде размещенных отходов в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно постановлению старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия
от 10 мая 2016 г. объективная сторона административного правонарушения выразилась в сокрытии Министерством информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
В связи с изложенным доводы жалобы о том, что непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не содержит информацию о состоянии окружающей среды, несостоятельны.
Довод жалобы об отсутствии у Министерства обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с тем, что оно не осуществляет хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) основан на неправильном толковании норм федерального закона.
Ссылка Министерства на то, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов, необоснован, поскольку в силу ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в сокрытии Министерством информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Кроме того, из договора на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) ТБО от 16 февраля 2015 г. следует, что
ООО "СпецАТХ" не приняло на себя обязательство по содержанию отходов либо обязательство по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду вместо Министерства. В п. 4.1 данного договора указано, что в стоимость услуг по вывозу ТБО включен лишь тариф за размещение и утилизацию (захоронение) ТБО.
Таким образом, Министерство, являясь природопользователем, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов должно представлять информацию об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.
Вина Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе служебной запиской, договором на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) ТБО, заключенным между Министерством и
ООО "СпецАТХ", актами оказанных услуг по вывозу и размещению отходов ТБО, представленным Министерством расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, в котором отсутствует раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления", протоколом об административном правонарушении.
Административное наказание назначено Министерству в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК от 10 мая 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Министерства финансов РК подлежат оставлению без изменения, жалоба Министерства финансов РК - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 10 мая 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства финансов Республики Калмыкия оставить без изменения, жалобу Министерства финансов Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Судья Л.Л. Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.