Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Убушиевой А.В., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия У. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия У. от 06 мая 2016 года N *** Служба по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подвергнута административному штрафу в размере 20000 рублей.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июля 2016 года постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 06 мая 2016 года N *** отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия У., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит о его отмене и оставлении без изменения постановления о назначении административного наказания от 06 мая 2016 года. Указывает, что Службой по вопросам мировой юстиции заключен договор с ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от 19 января 2015 года N ***, соответствующие услуги ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" оказало в апреле, мае, сентябре-декабре 2015 года. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 года N 717, ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204, считает, что неуказание сведений о количестве и виде размещенных отходов в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ. Приводя положения ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", раздела 4 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204, полагает, что указанный выше расчет платы содержит не только сведения о размере платы, но и экологическую информацию.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия
О. поддержал доводы жалобы, просил судебное решение отменить, постановление должностного лица от 06 мая 2016 года оставить без изменения.
Представитель Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Следовательно, объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации.
Как следует из материалов дела, между Службой по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия и ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" 19 января 2015 года заключен договор на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов N *. Согласно актам оказанных услуг ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" оказало Службе по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия услуги по вывозу и размещению отходов твердых бытовых отходов в апреле, мае, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2015 года.
Из постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 06 мая 2016 года N *** усматривается, что в разделе 4 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год "Размещение отходов производства и потребления" отсутствует информация о наименовании, количестве образованных и размещенных отходов.
Между тем, суд первой инстанции, отменяя вышеуказанное постановление надзорного органа, пришел к выводу о том, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит лишь сведения о размере платы, но не является экологической информацией о состоянии окружающей среды или природных ресурсов, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Однако такой вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 1, 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (статья 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и предоставления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204.
В силу п. 1 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 N 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Из анализа формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что информация, содержащаяся в разделе 4, содержит сведения об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы (наименование отхода, класс опасности, фактическая масса отходов и др.), что не было учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии события правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия отменить, дело направить на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия У. удовлетворить частично.
Судья С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.