Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Кашиева М.Б.
судей Лиджиева С.В. и Джульчигиновой В.К.
и при секретаре Цереновой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Болдырева С.Б-Х. на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 09 июня 2016 г. по делу по иску Болдырева С.Б-Х. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Черноземельском районе Республики Калмыкия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения Горяева В.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Болдырев С.Б-Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноземельском районе Республики Калмыкия (далее - УПФ РФ в Черноземельском районе РК, пенсионный орган) о включении в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что с 30 января 1993 года и по настоящее время он работает в пожарной части пос. Комсомольский и имеет стаж работы не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решением комиссии пенсионного органа от 22 апреля 2016 года ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи недостаточностью требуемого стажа. При этом в специальный стаж не были зачтены периоды военной службы по призыву с ХХХ 1980 года по ХХХ 1982 года; периоды работы с ХХХ 2004 года по ХХХ 2011 года; с ХХХ 2016 года по ХХХ 2016 года. Причина невключения указанных периодов в специальный стаж ответчиком не указана. Просит признать решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Болдырев С.Б-Х. исковые требования поддержал. При этом пояснил, что в периоды с ХХХ 2004 года по ХХХ 2011 года, с ХХХ 2016 года по ХХХ 2016 года он работал в должности водителя боевой пожарной машины, в его должностные обязанности входило также непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответчик - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Черноземельском районе Республики Калмыкия в лице начальника Наркаевой К.Д. просила рассмотреть дело без их представителя. В письменном возражении просит в иске отказать и указывает, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит зачету в специальный стаж на основании подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590. Периоды работы с ХХХ.2004 г. по ХХХ.2011 г. и с ХХХ.2016 г. по ХХХ.2016 г. обоснованно не включены в стаж истца, так как его подтверждение на соответствующих видах работ осуществляется в соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 31.03.2011 года N 258н. В соответствии с этим Порядком периоды работы, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица содержатся поступающие от работодателей сведения о периодах работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые служат подтверждением о наличии у застрахованного лица специального стажа. Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" подсчет стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уплаты дополнительного тарифа.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 09 июня 2016 года исковое заявление Болдырева С.Б-Х. удовлетворено частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Черноземельском районе Республики Калмыкия возложена обязанность включить Болдыреву С.Б-Х. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с ХХХ 2004 года по ХХХ 2011 года в должности водителя Пожарной части N 5 Отряда ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; с ХХХ 2016 года по ХХХ 2016 года в должности водителя Пожарной части N 5 Федерального государственного казенного учреждения "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия". В остальной части иска отказано. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Черноземельском районе Республики Калмыкия в пользу Болдырева С.Б-Х. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ХХ руб.
В апелляционной жалобе Болдырев С.Б-Х. просит решение суда отменить в части отказа в иске, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. При этом указал, что в Федеральном законе "О страховых пенсиях" нет нормы, прямо указывающей на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода военной службы по призыву, потому в данном случае подлежит применению законодательство, регулирующее сходные правоотношения. Согласно постановлению Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы военнослужащим сверхсрочной службы засчитывается военная служба (в том числе и по призыву) в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Болдырев С.Б-Х., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении судебного разбирательства не просил.
В судебном заседании представитель истца Горяев В.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Черноземельском районе Республики Калмыкия, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, об отложении дела слушанием не просило.
В силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Горяева В.Б., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч.ч. 3, 4 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подп. 18 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данная норма воспроизводит положения подп.18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "л" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Согласно указанному Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должности водитель.
Удовлетворяя требования Болдырева С.Б-Х. частично, суд исходил из того, что истец в периоды: с ХХХ 2004 года по ХХХ 2011 года работал в должности водителя автомобиля пожарного в Пожарной части N 5 Отряда ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; с ХХХ 2016 года по ХХХ 2016 года - в должности водителя автомобиля пожарного в Пожарной части N 5 Федерального государственного казенного учреждения "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", в которой работает по настоящее время. Занимаемые им должности соответствуют Списку должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Доказательства обратного не представлены. Требование о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву с ХХХ 1980 года по ХХХ 1982 года не подлежит удовлетворению, так как в пожарной части он работает с 30 января 1993 года по настоящее время, то есть позже прохождения военной службы.
С решением суда в части включения периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции соглашается, и в этой части сторонами оно не оспаривается. При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, истец Болдырев С. Б-Х. с ХХХ 1980 года по ХХХ 1982 года проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву. С 30 января 1993 года работал в системе противопожарной службы Черноземельского района республики на различных должностях и продолжает работать по настоящее время.
Довод жалобы истца о том, что период прохождения им военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с ХХХ 1980 года по ХХХ 1982 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и в данном случае подлежит применению законодательство, регулирующее сходные правоотношения, по которому этот период засчитывается в специальный стаж, противоречит действующему законодательству.
Ссылка в жалобе на применение в данном случае положений постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", регулирующим сходные правоотношения, является несостоятельной, поскольку в силу ч.1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации аналогия закона применяется в случае, если отношения прямо не урегулированы законодательством.
Между тем, статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прямо предусмотрено, что период прохождения военной службы подлежит зачету в страховой стаж в случае, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Аналогичное положение предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, действовавшего в спорный период, также предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных сил СССР (подпункт "к"). При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" п.16), указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Учитывая, что период военной службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР (ХХХ 1980 года по ХХХ 1982 года) не предшествовал и не следовал за окончанием периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции обоснованно отказал Болдыреву С.Б-Х. во включении этого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 09 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Болдырева С.Б-Х. - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи С.В. Лиджиев
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.