Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шихановой О.Г.
судей
Джульчигиновой В.К.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Убушиевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манджиковой Заяны Станиславовны в интересах несовершеннолетней дочери Т.А к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б., объяснения истца Манджиковой З.С. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
13 апреля 2016 года Манджикова З.С. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней дочери Т.А. к Администрации г. Элисты. В обоснование иска указала, что она со своими детьми - дочерью Т.А. и сыном М.А. с 16 января 2013 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении под N ***. Ее дочь Т.А., *** года рождения, является инвалидом и имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N ***. По своему заболеванию ее дочь имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Со 2 марта 2016 года в Администрации г. Элисты она включена в отдельный список нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма под N 508 (Список по болезни). Однако жилое помещение ей не предоставлено.
28 апреля 2016 года истец Манджикова З.С. уточнила исковые требования и просила обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство) предоставить Т.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В судебном заседании истец уточненный иск поддержала, представители ответчика - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и третьего лица - Администрации г. Элисты в суд не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 мая 2016 года иск Манджиковой З.С. удовлетворен. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Т.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метра с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. Указывает, что Министерство не имеет правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения, так как законодательством Республики Калмыкия не предусмотрено предоставление данной категории граждан жилых помещений по договору социального найма. Считает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как Манджикова З.С. в интересах несовершеннолетней Т.А. в Министерство не обращалась. Список лиц, имеющих право на получение жилья государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, из Администрации г. Элисты в Министерство не поступал.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок обеспечения жилой площадью инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 17 названного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, обеспечиваются жилым помещением вне очереди.
Из дела видно и судом установлено, что постановлением Администрации г. Элисты N 79 от 23 января 2013 года истец Манджикова З.С. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на соответствующий учет с составом семьи 3 человека: сын М.А., **** г.р. и дочь Т.А., *** года рождения. Несовершеннолетняя дочь истца - Т.А., является ребенком - инвалидом по заболеванию "****", код заболевания ***., включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с этим со 2 марта 2016 года она состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Списке по болезни под N ***.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия на условиях социального найма. Выводы суда подтверждены доказательствами, представленными истцом, и сведениями из жилищного учетного дела Манджиковой З.С., исследованными в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанности по предоставлению истцу жилого помещения являются необоснованными.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Положением о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527 (в редакции от 12 мая 2015 года N 185), установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, труда и занятости населения (пункт 1). Министерство в сфере своих полномочий предоставляет жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 7.1.26).
Вопреки доводам жалобы Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия является надлежащим ответчиком по данному иску.
Ссылка в жалобе на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора несостоятельна, поскольку для данной категории споров досудебный порядок законом не предусмотрен.
Довод жалобы о том, что Администрация г. Элисты не направила в адрес ответчика список лиц, имеющих право на получение жилья жилищного фонда Республики Калмыкия, нельзя признать обоснованным, поскольку данное обстоятельство не может препятствовать реализации жилищных прав граждан.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым в целях надлежащего исполнения решения суда внести в его резолютивную часть коррективы уточняющего характера.
В силу ст. 28 Гражданского кодекса РФ сделки от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать только их родители, усыновители или опекуны.
С учетом названной нормы жилое помещение подлежит предоставлению не малолетней Т.А., как указал суд первой инстанции, а ее законному представителю - матери Манджиковой З.С., обратившейся в суд с настоящим иском в интересах своей дочери.
Кроме того, подлежит уточнению вид жилищного фонда, из которого должно быть предоставлено жилье - из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 мая 2016 года оставить без изменения.
В резолютивную часть решения суда внести коррективы, изложив второй абзац в следующей редакции: "Обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Манджиковой Заяне Станиславовне, действующей в интересах несовершеннолетней Т.А., вне очереди по договору социального найма жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь".
Председательствующий
О.Г. Шиханова
Судьи:
В.К. Джульчигинова
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.