Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Пыжовой И.А.,
при секретаре Казанковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 04 мая 2016 года, которым постановлено
"исковое заявление Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, к муниципальному унитарному предприятию "Шлит" муниципального образования "Шалакушское" о признании действий по предоставлению некачественной питьевой воды противоправными, о возложении обязанности осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям- населению удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Няндомский муниципальный район" разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования "Шалакушское" - артезианских скважин, расположенных по адресу: "адрес" согласно п.п.1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", в срок до 01 декабря 2018 года.
Признать действия муниципального унитарного предприятия "Шлит" муниципального образования "Шалакушское" по предоставлению некачественной питьевой воды с водозабора: артезианских скважин, расположенных по адресу: "адрес" противоправными.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Шлит" муниципального образования "Шалакушское" осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям - населению, проживающему в "адрес" в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Шлит" муниципального образования "Шалакушское" в доход бюджета муниципального образования "Няндомский муниципальный район" государственную пошлину в размере "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия
установила:
Плесецкий территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, к муниципальному унитарному предприятию "Шлит" муниципального образования "Шалакушское" о признании действий по предоставлению некачественной питьевой воды противоправными, о возложении обязанности осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям - населению. Указал, что водоснабжение населения, проживающего в пос. Лепша, пос. Ивакша Няндомского района Архангельской области, осуществляет МУП "Шлит", используя артезианские скважины. Согласно акту проверки Плесецкого ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области деятельности МУП "Шлит" по водоснабжению жителей Няндомского района от 17 сентября 2015 года и по данным протоколов лабораторных исследований филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Каргопольском и Няндомском районах" от 02 сентября 2015 года пробы питьевой воды, отработанные на водозаборах скважин, расположенных по адресу: "адрес" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно- химическим, органолептическим показателям. Основной причиной неудовлетворительного качества питьевой воды является: высокий процент изношенности водопроводных сетей, отсутствие комплекса водоочистных сооружений, не выполнение охранных мероприятий в зонах санитарной охраны водоисточников. На 17 сентября 2015 года со стороны МУП "Шлит" выявлены нарушения СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения": отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не представлен проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, согласование проекта с Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области отсутствует, проект не утвержден в установленном порядке. Полномочия по организации в границах поселения МО "Шалакушское" водоснабжения поселения исполняет администрация МО "Няндомский муниципальный район", которой до настоящего времени не приняты меры по надлежащему осуществлению водоснабжения жителей Няндомского района Архангельской области.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на исковых требованиях настаивал.
Представитель МУП "Шлит" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Представитель администрации МО "Няндомский муниципальный район" Коробка М.А. в судебном заседании с иском не согласилась.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась администрации МО "Няндомский муниципальный район". В апелляционной жалобе ее представитель Коробка М.А. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона. Приводит доводы, аналогичные указанным в возражениях на исковое заявление. Указывает, что МУП "Шлит", являясь эксплуатирующей организацией, в нарушении требований СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны данных объектов. Поэтому требования истца к администрации МО "Няндомский муниципальный район" являются необоснованными, оснований для удовлетворения иска в этой части у суда не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43).
В силу требований п.п. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем, проект представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых названными СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.п.3.1, 3.2, 3.4.1 табл.2, 3.5 табл.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недопустимости подачи населению воды ненадлежащего качества.
Суд обоснованно возложил на МУП "Шлит" обязанность устранить допускаемые нарушения - осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
Судебная коллегия находит по существу правильным и решение суда о возложении обязанности на администрацию МО "Няндомский муниципальный район" разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, находящихся на территории МО "Шалакушское".
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район на территории МО "Шалакушское" должен решать вопросы организации водоснабжения населения.
Водоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере водоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих водоснабжение и реализацию воды потребителям, - к перечню вопросов местного значения поселений (муниципальных районов), с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему воды надлежащего качества.
Следовательно, возложенная судом обязанность подлежит исполнению администрацией МО "Няндомский муниципальный район" посредством принятия организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, в том числе на МУП "Шлит", направленного на создание необходимых условий для водоснабжения населения.
Сами факты нарушений, допускаемых МУП "Шлит", администрация МО "Няндомский муниципальный район" не отрицает, но эффективных мер по осуществлению управленческих функций не принимает.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются ошибочными, а решение суда не подлежащим отмене, изменению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 04 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.Б. Гудушин
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.