Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М. В.,
судей Маслова Д. А., Нибараковой С. Г.
при секретаре Лысенко И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе И.В.В., представителя Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области, на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 07 апреля 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования В.В.И. к Региональному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области об обязании выплачивать назначенную пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения - удовлетворить частично.
Обязать Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области выплачивать пенсию по случаю потери кормильца В.В.И. с учетом повышения расчетного размера пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 23 марта 2014 года.
В удовлетворении требований В.В.И. к Региональному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области об обязании выплачивать назначенную пенсию по случаю потери кормильца, с учетом повышения начиная с 30 ноября 2006 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
В.В.И. обратилась в суд с иском к Региональному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области (далее - Региональное управление ФСБ России по Архангельской области) о возложении обязанности выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% со дня назначения.
В обоснование требований указала, что её сын Г.А.В. проходил военную службу в Региональном управлении ФСБ России по Архангельской области. ДД.ММ.ГГГГ, находясь в командировке в Чеченской Республике, он бесследно исчез. Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ сын объявлен умершим. В связи с гибелью сына ей была назначена пенсия по потере кормильца, начиная с 30 ноября 2006 года. 23 марта 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о повышении пенсии на 32 процента расчётного размера пенсии на основании пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В удовлетворении заявления ответчик ей отказал, со ссылкой на то, что она не является ветераном боевых действий. С отказом она не согласна, считала его не основанным на законе. Просила возложить на ответчика обязанность выплачивать назначенную пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения расчетного размера пенсии на 32 процента с 30 ноября 2006 года.
В судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика И.В.В. с исковыми требованиями не согласилась, считала их не основанными на законе.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась И.В.В., представитель Регионального управления ФСБ России по Архангельской области.
В поданной апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что члены семьи умершего кормильца, которые сами не являются ветеранами боевых действий, права на повышение назначенной им пенсии по случаю потери кормильца по пункту "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не имеют. Считает, что повышение пенсии, установленное указанной нормой закона, носит личностный характер и применяется к пенсии самих ветеранов боевых действий и других категорий граждан, прямо перечисленных в данной норме закона. Круг лиц, указанных в вышеназванной норме закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Ю.П.А., представителя Регионального управления ФСБ России по Архангельской области, поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, В.В.И., возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую законным решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 1 и 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1) в случае гибели или смерти лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Статьёй 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определены категории пенсионеров, которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются.
Так, в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".Согласно статье 1 Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в силу с 01 января 2004 года, в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) внесены изменения, согласно которым к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Также указанным Федеральным законом внесены изменения в раздел III приложения к Закону о ветеранах, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Г.А.В. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ он объявлен умершим.
Его матери В.В.И. назначена пенсия по случаю потери кормильца с 30 ноября 2006 года.
23 марта 2015 года В.В.И. обратилась в Региональное управление ФСБ России по Архангельской области с заявлением о перерасчёте размера получаемой ею пенсии с учётом повышения согласно пункту "г" части первой статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 30 ноября 2006 года, однако в таком перерасчёте ей было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что она не относится к категории лиц, имеющих право на увеличение пенсии.
Разрешая спор, суд исходил из того, что на основании пункта "г" части первой статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей при назначении пенсии по случаю потери кормильца. В связи с этим суд пришёл к выводу, что В.В.И. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 23 марта 2014 года.
Такие выводы суда судебная коллегия признаёт правильными, основанными на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца права на повышение пенсии по случаю потери кормильца являются ошибочными, они направлены на иное толкование норм действующего законодательства.
Статья 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 помещена в раздел "Исчисление пенсий", в котором учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона.
Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, данный вид пенсии указан в статье 45 закона, дающей право на повышение, а потому спорная надбавка должна начисляться к пенсии, получаемой членом семьи умершего кормильца.
Этот же вывод вытекает и из содержания части пятой статьи 46 того же закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что умерший Г.А.В. являлся ветераном боевых действий, однако пенсия по случаю потери кормильца была назначена члену его семьи В.В.И. без учёта повышения, предусмотренного пунктом "г" части первой статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Удовлетворяя требование В.В.И. о возложении на ответчика обязанности выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения расчётного размера пенсии с 23 марта 2014 года, суд правильно руководствовался нормами статьи 55 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно пункту "б" части первой статьи 55 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчёт размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчёт размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть вторая статьи 55 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
По смыслу приведенных норм закона, перерасчёт пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера. Следовательно, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в соответствующий орган с заявлением о перерасчёте пенсии. Разница же между новым и прежним размерами пенсии выплачивается пенсионеру со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии.
С заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, как установлено по делу, В.В.И. обратилась в Региональное управление ФСБ России по Архангельской области 23 марта 2015 года, потому суд правомерно возложил на ответчика обязанность выплачивать истцу пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения расчётного размера пенсии на 32 процента с 23 марта 2014 года.
По существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя Регионального управления ФСБ России по Архангельской области, аналогичны его позиции в суде первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка. Они направлены на иное толкование норм действующего законодательства, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают и не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении иска суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, а выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.В.В., представителя Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области, без удовлетворения.
Председательствующий
М. В. Кожемякина
Судьи
Д. А. Маслов
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.