Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Н.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 2811 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением здания автомойки, местоположение объекта: (адрес), на участке расположено сооружение - автоматическая автозаправочная станция.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере *** рублей 80 копеек.
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной ООО "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по (адрес) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере *** рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по (адрес) N от (дата) заявление было отклонено.
ООО "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на (дата), в размере *** рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Н.В., требования административного искового заявления уточнила и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере *** рублей.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представители административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области и заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга в письменных заявлениях, просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная Государственная кадастровая оценка населенных пунктов.
Результаты этой оценки утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п.
Из материалов дела следует, что ООО "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 2811 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением здания автомойки, местоположение объекта: (адрес), на участке расположено сооружение - автоматическая автозаправочная станция, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) N- N.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Административный истец в досудебном порядке обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по (адрес), однако решением Комиссии от (дата) N заявление было отклонено, поскольку документы, представленные истцом в Комиссию не соответствовали установленным требованиям, в том числе требованиям к отчету об оценке.
В поступившем отзыве на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по (адрес) также ссылалось на указанные Комиссией нарушения допущенные оценщиком при составлении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Определением суда от (дата) (л.д. 136) по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Промоценка" А.А., члену ООО " ФИО1 общество оценщиков", включенному в реестр (дата) за N.
Согласно заключению эксперта N от (дата), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на (дата) составляет *** рублей.
Представленное в суд экспертное заключение N от (дата), соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Экспертом-оценщиком проведено изучение рынка земельных участков, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом коэффициента вариации выборки, поправок на условия продаж, условия финансирования, категорию и назначение земель, площадь, объем правомочий, наличие построек, наличие инженерных коммуникаций, местоположение и наличие подъездных путей. Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в расчетной таблице.
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертном, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку абз. пятым ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, суд считает необходимым указать дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости - (дата) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно - Консалтинговая Группа" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (адрес) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на (дата) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 2811 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением здания автомойки, местоположение объекта: (адрес), на участке расположено сооружение - автоматическая автозаправочная станция, равной его рыночной стоимости по состоянию на (дата) в размере *** рублей.
Датой обращения с заявлением считать 16 декабря 2015 года, в связи с чем применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, (дата), но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 14 июня 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.