Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, директора ООО "ТК "Линии Любви" Зажогина Ф.А. - по доверенности Б.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Б. в интересах директора ООО "Торговая компания "Линии Любви" Зажогина Ф.А. на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 16 июня 2016 года,
вынесенное по жалобе директора ООО "ТК "Линии Любви" Зажогина Ф.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. от *** должностное лицо директор ООО "Торговая компания "Линия Любви" Зажогин Ф.А. за допуск работников торговли на *** в нарушение требований ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ, подп. 2 п. 3 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложения *** к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н), п. 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, (приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н) к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров привлечен к административной отнесенности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 16000 (шестнадцати тысяч) рублей.
Директор ООО "ТК "Линия Любви" Зажогин Ф.А. обратился с жалобой в суд об отмене указанного постановления, как незаконного.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 16 июня 2016 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. от *** оставлено без изменения, жалоба Зажогин Ф.А. - без удовлетворения.
Представитель директора ООО ТК "Линия Любви" Зажогина Ф.А. - по доверенности Б., обратившись в областной суд с жалобой на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 16.06.2016 года, просит об отмене решения суда, как незаконно вынесенного, с нарушением норм материального и процессуального права. По тем основаниям, что акт проверки административного органа не содержит конкретных обстоятельств, вменяемых в вину должностному лицу. Согласно акта проверки обстоятельства нарушения установлены из пояснений представителя по доверенности В. Административным органом не указаны фамилии работников, чьи права на медицинский осмотр нарушены работодателем, их профессии и конкретные даты, когда работники должны пройти медицинский осмотр. В протоколе об административном правонарушении административный орган указывает периодичность прохождения работниками общества медицинских осмотров раз в 1 год, но в противоречие чему определяет дату совершения ***. Акт не содержит информации и иных ссылок о приложенных к нему в качестве доказательств документов. В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления Рострудинспекцией Зажогина Ф.А. о составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Ставит под сомнение вопрос необходимости прохождения медицинского осмотра работниками предприятия, реализующим оптом и в розницу ювелирные изделия. Считает, что контингент, подлежащий медицинским осмотрам, в каждом конкретном случае определяется индивидуально, утверждается органами Роспотребнадзора и включается в программу производственного контроля предприятия. Ввиду отсутствия санитарных отраслевых документов для работников торговли промышленными товарами, полагает, что медицинский осмотр в магазине промышленных товаров проводится только при наличии на рабочем месте вредных или опасных производственных факторов, и при реализации детских игрушек. Чего на предприятии не имеется. Указывает, что были допущены нарушения при проведении проверки, которая согласно распоряжения на проверку, была запланирована, как плановая выездная по месту нахождения предприятия. Однако инспектор их предприятие не посещала, что ставит под сомнение факты, изложенные в акте проверки.
В возражениях на жалобу государственный инспектор труда К., считая решение суда законным и обоснованным, возражает против удовлетворения жалобы. По тем основаниям, что документы, подтверждающие уведомление Зажогина Ф.А. о составлении протокола и рассмотрении дела имеются в представленном материале. В ходе проверки представителем по доверенности ООО "ТК "Линии Любви" В. представлено пояснение от *** о том, что периодические медицинские осмотры на предприятии не проводятся, так как отсутствуют вредные и опасные факторы и профессии не подпадают в утвержденный Министерством здравоохранения перечень. Данное пояснение дословно приведено в акте. В акте ею заострено внимание именно на работниках торговли. В ст. 213 ТК РФ и Приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н не конкретизирован вид торговли, при которых работники данной профессии обязаны проходить периодические медицинские осмотры, и доводы об индивидуальном определении контингента, подлежащего медицинским осмотрам, несостоятелен. Согласно данным в 2015 году с целью реализации полномочий разъяснениями Роструда, работники организаций торговли обязаны проходить медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. А не в связи с тем, что на их рабочих местах присутствуют вредные или опасные производственные факторы.
В судебном заседании представитель директора ООО ТК "Линии Любви" Зажогина Ф.А. - Б. жалобу поддержала по изложенным в жалобе основаниям, дополнительно пояснив, что государственный инспектор труда на предприятие в ходе проверки не выходила, что подтверждается представляемыми ею документами охранной фирмы и представителя предприятия В. Предприятие является режимным объектом, куда проход без пропуска и регистрации невозможен. Не знает, откуда у инспектора труда появились заверенные печатью предприятия документы. Возможно, их представляла В., возможно, из ранее проводимых проверок. Представила суду возражения на отзыв, в которых также к ранее приведенному указывает, что согласно ст. 34 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работников отдельных профессий, производств и организаций. Согласно ст. 25 данного закона требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами. Как следует из ответа Роспотребнадзора по Костромской области на их запрос Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н не является нормативным правовым актом, устанавливающим санитарно-эпидемиологические требования. Указывает на применении при назначении наказания в оспариваемом постановлении завышенного размера санкции, что не соответствует положениям ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд, выслушав представителя директора ООО ТК "Линии Любви" Б., проверив доводы жалобы и возражений, изучив административный материал, исследовав материал проверки, приходит к следующим выводам.
Статья 5.27.1 в части 3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 22 (ч. 2) Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
При этом, согласно части 2 статьи 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры (предварительные и периодические в течение трудовой деятельности) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права следует обязанность работников торговли, вне зависимости от вида и товаров торговли, проходить предварительные (перед поступлением на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). А на работодателя возложена обязанность соблюдать данные требования трудового законодательства.
Вопреки доводам жалобы и пояснениям представителя Зажогина Ф.А. Б. обязанность для работников торговли проходить периодические медицинские осмотры прямо установлена Законом, без изъятий видов торговли - промышленными, продовольственными или детскими товарами. В целях, как указано в Законе,и что следует из вида деятельности, связанной с непосредственным общением с людьми, охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Что также предусмотрено и согласуется с положениями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно ст. 34 которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Детализируя и регламентируя проведение обязательных медицинских осмотров, в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н (ред. от 05.12.2014 года) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", зарегистрированном в Минюсте России 21.10.2011 года N 22111, был утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2. Также были установлены Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и Правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 15 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 года N 302н (в соответствии со ст. 213 ТКРФ) работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте отнесены к тем видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, периодичностью 1 раз в год.
Согласно п. 3 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 года N 302н обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Из материалов дела следует, что на 28.04.2016 года в ООО "ТК "Линии Любви" при осуществлении вида деятельности - торговли ювелирными изделиями периодические медицинские осмотры для работников торговли в нарушение вышеприведенных норм права не проводятся.
Обстоятельства совершения директором ООО "ТК "Линии Любви" Зажогиным Ф.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ полностью подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, материалом проверки, актом проверки ***-ПП/2016-1/44/128/26/2 от ***, протоколом об административном правонарушении *** от ***, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации требований ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 213, подп. 2 п. 3 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н), п. 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, (приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н) нашли свое подтверждение при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции.
На основе всестороннего исследования собранных по делу доказательств должностным лицом сделан правильный вывод о наличии в действиях Зажогина Ф.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения правонарушения приведены в постановлении.
По делу вынесено мотивированное обоснованное решение о привлечении директора ООО "ТК "Линии Любви" к административной ответственности в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Действия должностного лица - директора ООО "ТК "Линии Любви" Зажогина Ф.А. квалифицированы правильно, в соответствии с требованиями КоАП РФ. Противоречий в установлении времени правонарушения и квалификации действий Зажогина Ф.А. не усматривается.
При обстоятельствах, когда ни один из работников торговли ООО "ТК "Линии Любви" вообще не проходит обязательные периодические медицинские осмотры (обследования), указание о непроведении медицинских осмотров в отношении работников торговли с учетом конкретных обстоятельств дела суд находит достаточным. При непроведении медицинских осмотров представляется невозможным представление каких-либо письменных доказательства, и указание в протоколе и постановлении на пояснения представителя директора ООО "ТК "Линии Любви" Воронцовой Е.А., признающей и давшей пояснения по данным обстоятельствам, обосновано.
Мнение представителя Зажогина Ф.А. - Б. о некорреткорности вынесенного постановления не меняет сути совершенного правонарушения и не опровергает выводов суда.
При этом, фактические установленные проверкой обстоятельства Зажогиным Ф.А. и его представителем не оспариваются.
Как следует, несогласие с вынесенным постановлением основано на суждении о трактовании положений закона и подзаконных актов, и понимании требований к оформлению и проведению проверки.
По материалам дела видно, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Костромской области, главного государственного инспектора труда в Костромской области о проведении плановой, выездной проверки от *** *** в период *** по *** государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. проведена плановая проверка по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства.
Проверить выполнение требований трудового законодательства по прохождению работниками торговли периодических медицинских осмотров в проверяемом предприятии, исходя из положений ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не является невозможным без непосредственного выхода на объект. Проверить надлежащее выполнение предприятием требований трудового законодательства по проведению периодических медицинских осмотров работников торговли путем проведения документарной проверки в данном случае представлялось возможным.
Положения ст. 12 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о выездной проверке, как более обременительной для предприятия, установлены в защиту интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя, как закрепляющие основания проведения выездной проверки при недостаточности документарной проверки.
При таких обстоятельствах, вне зависимости от того выходила или нет инспектор на предприятие, что не нарушает прав и законных интересов общества, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия контролирующего органа соответствуют действующему законодательству.
Проверка проведена при имеющихся предусмотренных законодательством основаниях, порядок, процедура и основания привлечения к административной ответственности соблюдены, нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.
Вопреки доводам представителя Зажогина Ф.А. - Б., Зажогин Ф.А. был извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела. О чем имеется подтверждение получения протокола и извещений по факсимильной связи.
Административное наказание назначено Зажогину Ф.А. с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в небольшои размере санкции части 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
Доводы о завышенном размере назначенного наказания несостоятельны.
Таким образом, постановление государственного инспектора труда о привлечении директора ООО "Торговая компания "Линия Любви" Зажогина Ф.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП является законным и обоснованным, а решение суда, подтвердившего обоснованность привлечения Зажогина Ф.А. к административной ответственности и отказавшего в удовлетворении жалобы, - правильным.
А потому, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 16 июня 2016 года в отношении директора ООО "Торговая компания"Линии Любви" Зажогина Ф.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя директора ООО "ТК "Линии Любви" Зажогина Ф.А. Б. - без удовлетворения.
Судья: Добровольская Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.