судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А. ,
судей Торговченковой О.В., Москалевой Е.В.,
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Ручебня Л.Г. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Ручебня Л.Г. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать."
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
установила:
Рубченя Л.Г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, указывая, что она имеет статус вынужденного переселенца с 18 января 2002 года, распоряжением администрации города Липецка от 29 декабря 2001 года N 1675-р принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2006 году признана участником подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от01 апреля 2016 года N 281-П истице отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по тем основаниям, что она была незаконно признана участником подпрограммы. Полагала отказ незаконным и просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" с учетом даты принятия решения о признании ее вынужденным переселенцем - с 18 января 2002 годаи обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат по указанной подпрограмме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - Мещерякова О.В. исковые требования не признала, ссылаясь на незаконность признания истицы участником подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" и отсутствие у нее, в связи с этим, права на получение жилищного сертификата.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации города Липецка в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Рубченя Л.Г. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции, дополнительно указала, что администрация города Липецка ежегодно подтверждала ее право на получение жилищного сертификата, утверждая списки лиц, изъявивших желание на получение сертификата в очередном году, в 2016 году она включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который утвержден УФМС России по Липецкой области.
Выслушав истицу Рубченя Л.Г. и ее представителя Чернышова С.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - Мещерякову О.В., возражавшую относительно доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт "б" пункта 3 Положения).
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).
Подпунктом "ж" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Распоряжением администрации Липецкой области от 04 сентября 2006 года N 672-р на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от 29 декабря 2001 года N 1675-р Рубченя Л.Г. на основании ее заявления от 03 декабря 2001 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по Октябрьскому округу и поставлена в общую очередь с составом семьи 5 человек (л.д. 119-120).
Решением территориального органа Минфедерации России в Липецкой области от 18 января 2002 года истица на основании ходатайства, зарегистрированного 20 ноября 2001 года, признана вынужденным переселенцем, 07 февраля 2002 года ей выдано удостоверение вынужденного переселенца (л.д. 6-9, 128-131).
17 февраля 2016 года Управление социальной защиты населения Липецкой области направило Рубченя Л.Г. уведомление о поступлении бланков государственных жилищных сертификатов. В срок до 03 марта 2016 года истице необходимо было представить в Управление документы, предусмотренные в пункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (л.д. 10).
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от01 апреля 2016 годаN281-ПРубченя Л.Г. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в 2016 году в связи с тем, что по состоянию на 03 декабря 2001 года (дату постановки на учет нуждающейся в жилом помещении) она не имела статуса вынужденного переселенца и не могла быть признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с указанной даты (л.д. 169).
Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал отказ в выдаче жилищного сертификата законным, придя к выводу о том, что включение Рубченя Л.Г. органом местного самоуправления, а впоследствии и органом миграционной службы, в списки на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с датой постановки на жилищный учет - 03 декабря 2001 года, было ошибочным, поскольку на тот момент истица не была признана нуждающейся в жилом помещении с учетом статуса "вынужденный переселенец".
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Как усматривается из материалов учетного дела вынужденного переселенца Рубченя Л.Г., 30 июня 2006 года истица обратилась в администрацию города Липецка с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" она относится к категории вынужденных переселенцев, признана нуждающейся в получении жилого помещения и состоит в очереди по Октябрьскому округу в администрации города Липецка с 03 декабря 2001 года (учетное дело N) (л.д. 121).
Из того же учетного дела следует, что на заседании комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, в том числе признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, 30 июня 2006 года Рубченя Л.Г. включена в список на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (л.д. 122).
Начиная с 2007 года, вплоть по 2016 год, истица включалась органом местного самоуправления в списки на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с датой постановки на жилищный учет - 03 декабря 2001 года, что подтверждается протоколами заседания комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан за период с 2007 по 2015 год (л.д. 26-114).
В июле 2015 года администрация города Липецка сформировала и направила в Управление социальной защиты населения Липецкой области списки граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году. В список включена истица Рубченя Л.Г. с составом семьи 1 человек (л.д. 24-30).
На основании списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2016 году, по городу Липецку Управлением социальной защиты населения Липецкой области Рубченя Л.Г. включена в сводный список на 2016 год по Липецкой области по категории "вынужденные переселенцы" с датой постановки на жилищный учет - 03 декабря 2001 года. Номер очереди истицы в сводном списке - 13. Данный сводный список утвержден начальником УФМС России по Липецкой области 01 января 2016 года (л.д. 163-164).
Указанные обстоятельства, в том числе, включение истицы в сводный список на 2016 год, ответчиком не оспаривались.
Пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), регламентирует перечень документов, которые определенные федеральным законодательством категории граждан, в том числе, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, предоставляют в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), для участия в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 21 тех же Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Как следует из пункта 24 Правил, в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в очередном году, включаются только граждане установленных федеральным законодательством категорий, признанные участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что наличие в отношении истицы учетного дела и включение ее с 2007 по 2016 год органом местного самоуправления в списки на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" свидетельствует о принятии органом местного самоуправления в 2006 году решения в отношении Рубченя Л.Г. о признании ее участником данной подпрограммы.
Отсутствие такого решения органа местного самоуправления в материалах учетного дела Рубченя Л.Г. не может повлечь нарушение прав истицы, поскольку обязанность по формированию учетного дела возложена на орган местного самоуправления, который выполнил ее ненадлежащим образом.
Доказательств того, что данное решение оспорено, либо истица исключена из списков на участие в подпрограмме, материалы дела не содержат.
Основания, по которым сертификат не выдается участникам подпрограммы, предусмотрены в пункте 44(1) названных выше Правил: непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявление недостоверности сведений, содержащихся в заявлении по форме согласно приложению N5 к Правилам.
Перечень оснований для отказа в выдаче сертификата является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела, а также объяснениями представителя ответчика, в том числе в суде апелляционной инстанции, подтверждается, что Рубченя Л.Г. в установленный в уведомлении ответчика от 17 февраля 2016 года срок предоставила заявление, а также указанные в пункте 44 Правил документы. Недостоверных сведений в представленном истицей заявлении не выявлено.
Таким образом, являясь лицом, признанным в установленном порядке вынужденным переселенцем и включенным территориальным органом Федеральной миграционной службы в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставив заявление и полный пакет документов, предусмотренных законом для получения сертификата, истица Рубченя Л.Г. имела право на получение государственного жилищного сертификата в 2016 году.
Основание, по которому ответчиком было отказано истице в выдаче сертификата, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в выдаче Рубченя Л.Г. государственного жилищного сертификата в 2016 году нельзя признать законным.
Отсутствие у истицы статуса вынужденного переселенца на момент постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений в органе местного самоуправления при получении в последующем такого статуса (через полтора месяца) и, не утратившего его до настоящего времени, не может повлечь нарушение прав Рубченя Л.Г. в виде отказа в выдаче государственного жилищного сертификата по формальным основаниям.
Ссылка ответчика на невозможность определения даты, с которой истица может быть признана участником подпрограммы, является несостоятельной.
Согласно пункту 26 Правил, сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Анализ положений, содержащихся в абзаце 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", свидетельствует о том, что основанием для предоставления вынужденному переселенцу гарантий, установленных законодательством, является решение о признании лица вынужденным переселенцем.
Таким образом, право на постановку на учет нуждающихся в получении жилых помещений по категории "вынужденный переселенец" у истицы возникло с 18 января 2002 года, когда территориальный орган федеральной миграционной службы принял решение о признании ее вынужденным переселенцем.
Как следует из пункта 38 Положения "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845, для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы предоставляют в орган местного самоуправления необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Согласно пункту 3 Порядка выдачи удостоверения вынужденного переселенца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 199, действовавшего на момент принятия решения о признании истицы вынужденным переселенцем, выдача удостоверений вынужденного переселенца осуществляется территориальным органом миграционной службы в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем.
Анализ правовых норм свидетельствует о том, что возникновение у лица права на получение гарантий, установленных законом по категории "вынужденный переселенец", не исключало получение им в тот же день документов, необходимых для реализации этого права.
Коль скоро, право на постановку на учет нуждающихся в получении жилых помещений по категории "вынужденный переселенец" законодатель связывает с принятием решения о признании лица вынужденным переселенцем, то, следовательно, требование истицы о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата исходя из даты "18 января 2002 года", является обоснованным.
Согласно объяснениям представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, в 2016 году жилищные сертификаты выданы участникам подпрограммы по категории "вынужденный переселенец" с датой постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений - май 2002 года.
Следовательно, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилом помещении 18 января 2002 года, истица входила в число участников подпрограммы, которым жилищные сертификаты выданы в 2016 году.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление социальной защиты населения Липецкой области обязанность по выдаче Рубченя Л.Г. государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Утверждение в жалобе о нарушении администрацией города Липецка порядка признания Рубченя Л.Г. участником подпрограммы не может привести к нарушению прав истицы на получение соответствующих мер поддержки.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истицы Рубченя Л.Г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в полном объеме, а требования истицы - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 09 июня 2016 года отменить и постановить новое решение, которым признать за Ручебня Л.Г. право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы исходя из даты постановки на очередь на получение жилья как вынужденного переселенца с 18 января 2002 года.
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать Ручебня Л.Г. государственный жилищный сертификат по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подпись)
Копия верна: Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.