Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Государственного бюджетного учреждения "адрес" " "адрес"" Бондарева М.В. по его жалобе на постановление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства "адрес" от 29 марта 2016 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 марта 2016 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 25 мая 2016 года,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства "адрес" Х.А.М. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ директор Государственного бюджетного учреждения "адрес" " "адрес"" (далее ГБУ ВО " "адрес"" Бондарев М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Также и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства "адрес" ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГБУ ВО " "адрес"" Бондарева М.В. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 25 мая 2016 года постановление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства "адрес" Х.А.М. N " ... " от 29 марта 2016 года оставлено без изменения, жалоба Бондарева М.В. - без удовлетворения.
Этим же решением судьи районного суда представление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства "адрес" Х.А.М. от 29 марта 2016 года об установлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в адрес руководителя ГБУ ВО " "адрес"" Бондарева М.В. - оставлено без изменения, жалоба Бондарева М.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением, представлением административного органа и решением судьи, Бондарев М.В. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить. При этом, в жалобе заявителем ставиться вопрос о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 29 марта 2016 года.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, доводы жалобы, выслушав Бондарева М.В., поддержавшего жалобу и представителя комитета лесного хозяйства "адрес" Хабарова А.М., возражавшего против ее удовлетворения, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Согласно ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года N62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила).
Согласно п.1 Правил, настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности разработаны для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
В силу п.7 Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.9 Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; в соответствии с частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации рекультивировать земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах; в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию; в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов; в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране и защите лесов; в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предоставлять в государственный лесной реестр в установленном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1, ч.4, ч.5 и ч.8 ст.11 Лесного кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между министерством природных ресурсов и экологии "адрес" и государственным бюджетным учреждением "адрес" " "адрес"" был заключен договор N " ... " постоянного (бессрочного) пользования лесным участком площадью 3,0 га, для использования в целях осуществления рекреационной деятельности, расположенным по адресу: "адрес", кадастровый номер участка N " ... " (л.д.41-45).
Согласно подп. "б" п.5 Договора, лесопользователь вправе, в том числе, приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора только после предоставления Министерству в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу подп. "а", "б", п.7 Договора, лесопользователь обязан, в том числе, использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим Договором; в течение 1 года с даты государственной регистрации настоящего Договора в установленном порядке разработать и предоставить Министерству проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспрертизы.
Согласно п.8 Договора, лесопользователь не вправе препятствовать доступу граждан на лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нём пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 11 Ленского кодекса РФ. Лесной участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут заместителем директора ГКУ ВО " "адрес"" С.В.В. в хорде внепланового патрулирования был выявлен факт нарушения действующего законодательства и договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ лесопользователем ГБУ ВО " "адрес", выразившийся в том, что по периметру лесного участка, расположенного по адресу: "адрес", установлено ограждение в виде металлического забора, выполненного из сетки рабица и различного рода металлических конструкций, а также размещена табличка с прейскурантом цен за стоянку автотранспорта на лесном участке.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении директора ГБУ ВО " "адрес"" Бондарева М.В. протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем, впоследствии, согласился и судья районного суда, проверявший законность принятого административным органом постановления, в порядке ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с приложением к нему (л.д. ), копией приказа директора ГБУ ВО " "адрес"" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ "О создании "Зеленой стоянки" (л.д.23), проектом освоения лесов ГБУ ВО " "адрес"" за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.), заключением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов по внесению изменений в проект освоения лесов (л.д. ).
Таким образом, действия директора ГБУ ВО " "адрес"" Бондарева М.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всем собранным по делу доказательствам должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении и судьёй районного суда дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление проверил дело в соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынес законное и обоснованное решение.
Выводы судьи районного суда и должностного лица о виновности Бондарева М.В., квалификации его действий и назначения ему наказания сомнений в своей законности не вызывают, поскольку, являются правильными.
Доводы, аналогичные указанным в жалобе, в том числе и об отсутствии в действиях автора жалобы состава вменяемого административного правонарушения являлись предметом проверки судьи районного суда, и были обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении судьи.
Утверждение Бондарева М.В. в жалобе о том, что его действия по установке ограждения земельного участка, расположенного на особо охраняемой территории "адрес"" были осуществлены в соответствии с положениями закона (ч.4 ст.11 Лесного кодекса РФ), позволяющими запрещать или ограничивать пребывание граждан в лесах, которые расположены на землях особо охраняемых природных территорий, основано на неверном толковании заявителем правовых норм и противоречит установленным обстоятельствам.
Согласно ч.8 ст.11 Лесного кодекса РФ, предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.105 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
Вместе с тем по делу установлено и утверждается заявителем в жалобе, что им была произведена установка ограждения лесного участка, расположенного на землях особо охраняемой территории Природного парка "Донской".
При этом, ст. 103 Лесного кодекса РФ, определяющей правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, не предусмотрена возможность ограждения таких лесных участков.
Кроме того, в силу ч.ч.4-6 Лесного кодекса РФ, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Вместе с тем, как видно из копии приказа директора ГБУ ВО " "адрес"" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ "О создании "Зеленой стоянки" (л.д.23), данная стоянка, а также установка аншлагов и шлагбаумов организовывались в иных целях.
Иных данных, свидетельствующих о наличии оснований для ограничения пребывания граждан на данном лесном участке в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ, в материалах дела не содерджится.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в жалобе, выводы судьи районного суда и административного органа не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом 1 инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены постановления о назначении административного наказания и решения судьи районного суда не имеется.
Оспариваемое представление административного органа вынесено в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях директора ГБУ ВО " "адрес"" Бондарева М.В. административным органом доказан, в связи с чем, судья районного суда обоснованно признал его соответствующим действующему законодательству.
Оснований для признания недействительным указанного представления административного органа, как того просит автор жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда,
решил:
Постановление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства "адрес" N " ... " от 29 марта 2016 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 марта 2016 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного бюджетного учреждения "адрес" " "адрес"" Бондарева М.В., оставить без изменения, а жалобу Бондарева М. В. - без удовлетворения.
Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.