Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Деминвест" (Италия) по протесту заместителя прокурора города Волжского Волгоградской области В.М.Е. на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2016 года,
установил:
05 мая 2016 года постановлением государственного инспектора в области окружающей среды по Волгоградской области О.Т.А. N " ... " Общество с ограниченной ответственностью "Деминвест" (Италия) (далее - ООО "Деминвест" (Италия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... "
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "Деминвест" (Италия) А.Т.М. обратилась с жалобой в Волжский городской суд Волгоградской области, в которой просила отменить постановление государственного инспектора в области окружающей среды по Волгоградской области О.Т.А. N " ... " от 05 мая 2016 года, производство по делу прекратить.
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Деминвест" (Италия) прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением судьи, заместитель прокурора г. Волжского Волгоградской области В.М.Е. обратилась в Волгоградский областной суд с протестом, в котором просит решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2016 года отменить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы протеста заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области В.М.Е., выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Волгоградской области В.Е.И., поддержавшую протест прокурора, заключение старшего помощника прокурора г. Волжского Г.Г.Т., на протесте настаивающего, защитника М.Ю.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Согласно части 1,2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления подразумеваются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В порядке ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст.14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ от 24 июня 1998 г., индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
На основании ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ от 24 июня 1998 года, субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключение статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или)иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ от 24 июня 1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в " ... " минут прокуратурой г. Волжского Волгоградской области в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства ООО "Деминвест" (Италия), юридический адрес: "адрес", основным видом деятельности которого является сдача внаем собственных помещений юридическим лицам по адресу: " ... ", "адрес", выявлены факты несоблюдения требований в области обращения с отходами.
Данные факты выразились в следующем: ООО "Деминвест" (Италия) не составлен паспорт на отходы IV класса опасности (КОД по ФККО 7 3310001 724 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности) по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 в соответствии с приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. N445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".
Копия паспорта по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N712, заверенная юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не направлены в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или не вручены под роспись, в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 11. ч. 2 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Росприроднадзора от 18 июля 2014 года N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712.
Согласно материалам дела, среднесписочная численность сотрудников ООО "Деминвест" (Италия) составляет 5 человек.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ООО "Деминвест" (Италия) имеет в собственности комплекс зданий и сооружений в составе: одноэтажного арматурного цеха со складом металлоконструкций, одноэтажного сарая, одноэтажной насосной станции, нежилых помещений на 3 и 4 этажах четырехэтажного административно-бытового корпуса по адресу: "адрес" "адрес".
Согласно свидетельства о государственной регистрации права ООО "Деминвест" (Италия) имеет в собственности 1 этаж " ... " 2 этаж " ... " кирпичного здания административно-бытового корпуса с пристройками " ... " по адресу: "адрес". В соответствии с договором аренды земельного участка N " ... "АЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Деминвест" (Италия) принимает и использует на условиях аренды земельный участок площадью 17092,0 кв. м., расположенный по адресу: "адрес". Вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий (под производственный и административный корпус).
В процессе деятельности ООО "Деминвест" (Италия) образуются следующие виды отходов, которые соответствуют федеральному классификационному каталогу отходов код по ФККО 7 3310001 724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности, код по ФККО 40512202605 отходы бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности, код по ФККО 4 3411004 515 отходы полиэтиленовой тары незагрязненной - V класс опасности и другие виды отходов.
ООО "Деминвест" (Италия) заключен договор с " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " на оказание услуг по транспортировке отходов производства и потребления в твердой фазе IV-Vкласса опасности.
Согласно представленных актов об оказании услуг " ... " с территории ООО "Деминвест" (Италия) вывезено отходов производства и потребления в 2015 году - " ... "
ООО "Деминвест" (Италия) осуществляет деятельность в области обращения с отходами (накопление отходов), т.е. осуществляется накопление отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями. Отходы, образующиеся от деятельности сотрудников ООО "Деминвест" (Италия) и арендаторов ООО "Деминвест" (Италия) накапливаются в контейнере и в дальнейшем вывозятся по договору, заключенному с " ... " на городской полигон ТБО.
Как установлено судьёй городского суда, на момент рассмотрения административного дела ООО "Деминвест" (Италия) представлены данные учета в области обращения с отходами за 2015 год в целом.
Фактические обстоятельства подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки старшего помощника прокурора г. Волжского от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, актом приёма-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды нежилого помещения N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО "Демнивест" (Италия) с " ... " договором аренды нежилого помещения N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО "Деминвест" (Италия) с " ... " договором аренды нежилого помещения N " ... " года от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого ООО "Деминвест" (Италия) с К.Е.В.; договором аренды нежилого помещения N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО "Деминвест" (Италия) с " ... " договором аренды нежилого помещения N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО "Деминвест" (Италия) с " ... ""; договором N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг заключенного с " ... " протоколом собрания учредителей N " ... " ООО "Деминвест" (Италия) от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность директора ООО "Деминвест" (Италия) А.Т.М.; штатным расписанием ООО "Деминвест" (Италия) на ДД.ММ.ГГГГ; фотоснимками территории ООО "Деминвест" (Италия); свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ записи об ООО "Деминвест" (Италия) от ДД.ММ.ГГГГ; уставом "Деминвест" (Италия), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области, а впоследствии и судья городского суда пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что в действиях ООО "Деминвест" (Италия) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Освобождая от административной ответственности ООО "Деминвест" (Италия) суд пришёл к выводу о малозначительности совершённого им административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
При этом, следует учитывать положения абзаца 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, следует полагать, что судья городского суда, оценив обстоятельства дела, пришла к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае при доказанности предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ состава административного правонарушения, но с учётом отсутствия каких-либо вредных материальных последствий, при этом не создано существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, имеются основания для применения положений КоАП РФ о малозначительности. Прямого запрета применять нормы о малозначительности правонарушения к формальному составу КоАП РФ не содержит. Применение нормы о малозначительности является правом суда и осуществляется с учётом конкретных обстоятельств дела.
Доводы заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области В.М.Е., указанные в протесте, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не ставят под сомнение законность и обоснованность выводов суда и не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, не получившие правовую оценку суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах полагаю отсутствующими основания для удовлетворения протеста и отмены решения судьи городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Деминвест" (Италия), - оставить без изменения, протест заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области В.М.Е., - оставить без удовлетворения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.