Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Волковой И.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределённого круга лиц к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей,
по апелляционной жалобе администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес"
на решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" возложена обязанность сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес".
На администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" возложена обязанность принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объеме обеспечивающем потребности граждан, проживающих на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" с целью последующего предоставления гражданам, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора М.Н.Л. , возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
"адрес" в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков бесплатно на территории Иловлинского муниципального района.
Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" поставлено на учёт 24 граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.
Однако формирование земельных участков на территории Краснодонского сельского поселения администрацией не произведено.
Обязанность по формированию земельных участков на территории Краснодонского сельского поселения, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, возложена на администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района.
При этом администрацией поселения не проведены работы по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков.
Непредставление земельных участков многодетным семьям и другим категориям граждан влечет за собой социальную напряженность, причиной которой является бездействие органов местного самоуправления, что в свою очередь возлагает финансовое бремя на формирование земельных участков за счет многодетных семей и другого круга граждан, определенного законодательством.
В связи с чем, просил суд обязать администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес". Обязать администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объёме обеспечивающем потребности 24 граждан, с целью последующего предоставления гражданам, имеющим право на получение земельного участка бесплатно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его изменить, а именно обязать администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" возложена обязанность сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объеме обеспечивающем потребности граждан, проживающих на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" с целью последующего предоставления гражданам, имеющих право на получение земельного участка бесплатно в течении семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного Кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в "адрес" принят Закон N " ... "-ОД от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" определяющий, в частности, случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории "адрес" в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.
В соответствии со статьей 1 Закона, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории "адрес" (далее - земельные участки) в собственность граждан бесплатно предоставляются в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов: гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (далее - граждане, имеющие трех и более детей).
Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов - родителей трех и более детей либо при наличии согласия второго супруга - родителя трех и более детей - одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.
В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.
Статья 7 Закона, предусматривает, что в целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом уполномоченный орган осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - Перечень).
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, осуществляется уполномоченным органом на основе утвержденных в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного зонирования.
Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в целях их последующего предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляются уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета.
В Перечень включаются земельные участки, сформированные в соответствии с настоящим Законом.
В Перечне содержатся сведения о местоположении (адресе), кадастровом номере, площади и виде разрешенного использования земельных участков.
Земельные участки исключаются из Перечня после принятия уполномоченным органом решений о предоставлении их в собственность граждан бесплатно.
Перечень подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом первой инстанции установлено, что администрацией Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О принятии на учет граждан в целях последующего предоставления им земельного участка в собственность бесплатно по месту их жительства" и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О принятии на учёт граждан в целях последующего предоставления им земельного участка в собственность бесплатно по месту их жительства".
Согласно указанным Постановлениям на учет в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно приняты граждане, указанные в п. 3 настоящих постановлений, принятые на учет до дня принятия настоящего постановления администрацией Иловлинского муниципального района и проживающие на территории Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района.
При этом из сообщения администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время земельные участки для дальнейшего предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также категориям граждан, установленных "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" не предоставлялись, земельные участки не формировались, на кадастровый учет не ставились.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статьи 39.5 указанного Кодекса и "адрес" N " ... "-ОД от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований прокурора "адрес" о понуждении администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что отсутствие в настоящее время на территории указанного сельского поселения земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно, не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере предоставления права на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно.
Ссылки администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" в апелляционной жалобе на то, что процедура по формированию земельных участков, утверждению проектов и межевания территории поселения занимает значительного времени требует значительных средств, которые не были предусмотрены в бюджете на 2016 год, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснодонского сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Е.В. Козловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.