Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей Горковенко В.А. и Козловской Е.В.,
при секретаре Лапиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района "адрес", муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению " А. детский сад "Ромашка"" о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района "адрес",
на решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
обязать администрацию Иловлинского муниципального района "адрес" выделить муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению А. детский сад "Ромашка" денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение А. детский сад "Ромашка" принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района "адрес" денежных средств на данные цели.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Горковенко В.А., выслушав пояснения прокурора Маминой Н.Л., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес", действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района "адрес", муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению " А. детский сад "Ромашка"" (далее - М. А. детский сад "Ромашка") о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района, в ходе которого выявлены нарушения, что в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении М. " А. детский сад "Ромашка", по адресу: "адрес", образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 737 100 01 725, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5.
Вместе с тем, М. " А. детский сад "Ромашка" не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности Учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют; паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности Учреждения при эксплуатации здания, отсутствуют.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района "адрес" выделить М. А. детский сад "Ромашка" денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать М. А. детский сад "Ромашка" принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района "адрес" денежных средств на данные цели.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района "адрес" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его изменить в части, предоставив срок для исполнения указанной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу части 2 этой же статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.
Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В силу п. 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно уставу М. " А. детский сад "Ромашка" учредителем детского сада является Иловлинский муниципальный район "адрес". Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Также администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.
В результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении М. " А. детский сад "Ромашка" образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
М. А. детский сад "Ромашка" не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на М. А. детский сад "Ромашка" принять меры к разработке проекта паспортов на опасные отходы.
При этом суд правильно возложил обязанность на администрацию Иловлинского муниципального района "адрес", как учредителя образовательного учреждения и орган местного самоуправления Иловлинского муниципального района, по финансированию мероприятий, связанных с разработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовлением паспортов на опасные отходы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделение денежных средств образовательным учреждения Иловлинского муниципального района "адрес" на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в бюджете Иловлинского муниципального района "адрес" на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов не предусмотрены, также бюджет на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов принят с дефицитом, нельзя признать состоятельным.
Как следует из положений ч. 7 ст. 37 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, выделение администрацией Иловлинского муниципального района "адрес" М. А. детский сад "Ромашка" денежных средств на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности является обязанностью органа местного самоуправления как субъекта, обеспечивающего финансирование учреждения.
При таких данных судебная коллегия не находит объективных причин для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку ее доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Волгоградского областного суда Горковенко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.