Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Сукачева Д.Ю., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ----------- к администрации Новомаксимовского сельского поселения, Управлению Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, Комитету по строительству Волгоградской области об изменении даты постановки на жилищный учёт,
по апелляционным жалобам Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, Комитета по строительству Волгоградской области на решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав предствителя Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области - Лодягину Е.С., поддержавшую доводы жалобы, возражения Чусовитина Ю.В. и его представителя - Чусовитину В.Н. на доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чусовитин Ю.В. обратился в суд с иском к администрации Новомаксимовского сельского поселения, Управлению Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, Комитету по строительству Волгоградской области об изменении даты постановки на жилищный учёт, в обоснование исковых требований указав на то, что он является вынужденным переселенцем. 10 июня 1999 года он был поставлен на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту работы, и 26 апреля 2002 года ему был присвоен статус вынужденного переселенца, а с 25 мая 2005 года он был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации.
По его мнению, постановка на вышеуказанный учёт с 25 мая 2005 года нарушает право на получение государственного жилищного сертификата, предоставляемого в рамках федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы", а также ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", поскольку он сохраняет право состоять на учёте нуждающегося в улучшении жилищных условий с первначальной даты его постановки на такой учёт, а, именно, с 26 апреля 2002 года, в связи с чем истец просил суд:
признать за ним право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы с даты получения статуса вынужденного переселенца - с 26 апреля 2002 года;
обязать администрацию Новомаксимовского сельского поселения Суровикинского района Волгоградской области в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, изменить дату его учета в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 мая 2005 года на 26 апреля 2002 года.
Решением Суровикинского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2016 года исковые требования Чусовитина Ю.В. были удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, Комитета по строительству Волгоградской области ставится вопрос об отмене решения суда, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
По смыслу указанной нормы решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что датой постановки Чусовитина Ю.В. на учёт как вынужденного переселенца, нуждающегося в жилье, следует признать дату признания Чусовитина Ю.В. вынужденным переселенцем, т.е. 26 апреля 2002 года, поскольку истец был признан нуждающимся в жилищных условиях по месту работы 10 июня 1999 года, сохранив тем самым право на получение жилья к моменту приобретения статуса вынужленного переселенца.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, т.к. он основан на неверном толковании норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее Закон РФ "О вынужденных переселенцах") решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации".
Согласно данному Положению федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (п. 3 "б").
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (п. 37).
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предоставляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (п. 38).
Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся (п. 42).
В п. 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации указано, что считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, оставленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153), право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Чусовитин Ю.В., прибывший из Республики Таджикистан, признан вынужденным переселенцем. 26 апреля 2002 года истцу на основании решения территориального органа Министерства по делам федерации национальной и миграционной политики выдано удостоверение вынужденного переселенца.
Распоряжением главы Новомаксимовского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области N 70-р от 26 декабря 2006 года, на основании заявления Чусовитина Ю.В. от 25 мая 2005 года, последний принят на учет в качестве гражданина нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Законом Волгоградской области от 01.12.2005 года N1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоупраления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" с 25 мая 2005 года \л.д.49\.
Чусовитин Ю.В. составом семьи 1 человек включен в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год, в данном списке истец числится под N147 с учетом даты его постановки на учет 25 мая 2005 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Чусовитин Ю.В., обращаясь в суд с иском о признании за ним право числиться в качестве гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015 - 2020 годы", как вынужденного переселенца, нуждающегося в жилье, просил признать за ним данное право с 26 апреля 2002 года - с даты получения статуса вынуженного переселенца.
Вместе с тем, доказательств, достоверно, подтверждающих факт обращения Чусовитина Ю.В. с момента получения статуса вынужденного переселенца в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в орган местного самоуправления представлено не было. Единственным документом, подтверждающим факт его обращения, как лица, имеющего статус вынужденного переселенца, с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади, является его заявление от 25 мая 2005 года года, адресованное главе администрации Новомаксимовского сельского совета \л.д.59\.
Не представлены стороной истца такие доказательства и в суд апелляционной инстанции.
Поскольку факт присвоения статуса вынужденного переселенца не порождает обязанность органа Федеральной миграционной службы (в дальнейшем органа местного самоуправления) включать истца в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилом помещении, а постановка на учет для получения жилой площади в органе местного самоуправления носит заявительный характер, с таким заявлением Чусовитин Ю.В. обратился только 25 мая 2005 года, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Чусовитина Ю.В.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции от 24 марта 2016 года отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Чусовитина Ю.В. отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2016 года отменить, и постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ----------- к администрации Новомаксимовского сельского поселения, Управлению Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, Комитету по строительству Волгоградской области о признании за --------- право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы с даты получения статуса вынужденного переселенца, а именно с 26 апреля 2002 года, возложении на администрацию Новомаксимовского сельского поселения Суровикинского района Волгоградской области обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, изменить дату учета ------------- в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 мая 2005 года на 26 апреля 2002 года - отказать.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда В.М. Колганова
02.06.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.