ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 18 июля 2016 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Камышниковой Н.М.,
при секретаре Зубрилине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коробова А.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области), Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, сформирован по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению 1 к приказу:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ", установлена в размере " ... " руб.,
-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес" "В", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... " установлена в размере " ... " руб.
Реализуя право, предусмотренное п.3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации Коробов А.Д. обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанных используемых на праве собственности земельных участков, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости, с учетом уточнённых требований:
-земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " руб.,
-земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " руб., установленном в заключениях судебного эксперта.
В обоснование административного искового заявления указал, что кадастровая стоимость земельных участков превышает рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника земельных участков, поскольку размер земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Табашникова Ю.Ф. уточнила требования по административному иску и просила установить кадастровую стоимость: земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " руб.; земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере " ... " руб., установленном в заключениях судебного эксперта.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по доверенности Фёдорова Д.С. в письменном ходатайстве принятие решения по делу оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика - руководитель Управления Росреестра по Волгоградской области Абрамов А.В. в письменных объяснениях по делу также не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что Управление не является субъектом спорных правоотношений.
Представители административных ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области, представитель заинтересованного лица: Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
Поскольку судом не признана обязательной явка указанных не явившихся лиц, суд полагает на основании ч.4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.
Как следует из положений ч.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата, при этом, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог(ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району(городскому округу).
Пункт 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, в том числе регулирует отношения по определению рыночной стоимости этих объектов для целей совершения сделок с ними, а также для иных целей.
Так, в ст.3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Регламентируют данную сферу отношений также Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утверждённые распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 годаN568-р, Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки(ФСОN1)", утверждённый приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2", утверждённый приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N298, Федеральный стандарт оценки "Требование к отчёту об оценке(ФСО N3)", утверждённый приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299, Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости(ФСО N7)", утверждённый приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611.
Законодатель установил, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 245,248 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец пользуется на праве собственности:
- земельным участком с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ";
-земельным участком с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская "адрес" "В", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... " что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ -л.д.11,88 том 1.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, сформирован по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению 1 к приказу:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ", установлена в размере " ... " руб.,
-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес" "В", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... " установлена в размере " ... " руб.-л.д.171-172 том 1.
Как видно из кадастровых паспортов и сведений из государственного кадастра недвижимости, предоставленных Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по запросу суда:
- земельный участок с кадастровым номером " ... " внесён в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ,
-земельный участок с кадастровым номером " ... " внесён в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ количественные и качественные характеристики земельных участков, влияющие на определение кадастровой стоимости, не изменялись -л.д.171-172.
Следовательно, дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельных участков применительно к положениям ч.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.24.18 Закона об оценочной деятельности - ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению судебной экспертизы N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой экспертом О. величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым " ... " площадью " ... ".м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ", установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб.-л.д. 2-39 том 2.
Согласно заключению судебной экспертизы N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой экспертом О. величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес" "В", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ", установленапо состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб.-л.д.40-77 том 2.
Судом установлено, что вышеуказанные заключения судебного эксперта О. соответствуют требованиям, предъявляемым ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федеральным стандартам оценки и другим нормативно-правовым актам в области оценочной деятельности.
Так, экспертные заключения содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельных участков сделаны с применением сравнительного подхода в рамках метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах- аналогах существенно не отличающихся от объекта оценки по основным факторам стоимости. Данные сведения об объектах -аналогах опубликованы в открытых и проверяемых источниках в период, непосредственно предшествующий дате оценки. Экспертом применены корректирующие коэффициенты известной цены объектов -аналогов по каждому параметру, по которому имеется различия объекта - аналога с объектом оценки. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно и обоснованно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта участниками по делу сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст.14, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные заключения эксперта, которые были выполнены в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертизы проведены экспертом О. имеющей необходимое специальное образование и опыт работы в оценочной и экспертной деятельности, рыночная стоимость оспариваемых объектов недвижимости установлена на дату определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что заключения эксперта является допустимыми доказательствами по делу, подтверждающими достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Доказательств, опровергающих данные, изложенные в заключениях эксперта, а также доказательств об иной рыночной стоимости спорных участков не представлено административными ответчиками.
Суд считает, что административный истец представил достаточные доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, доказал своё право на обращение в суд и заинтересованность по делу. Поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд не использует в качестве доказательств представленные административным истцом при обращении в суд отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков и положительные экспертные заключения, поскольку административный истец отказался от их использования в качестве доказательств рыночной стоимости и просил установить рыночную стоимость в размере, определённом при проведении судебных экспертиз.
Согласно ч. 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.
Поэтому датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом, для целей налогообложения является дата обращения в суд, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Также ч.6 ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11ч. 2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъясняется, что на основании ч.4 ст.38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поэтому Управление Росреестра по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обоснованно привлечены в качестве административных ответчиков.
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административный иск Коробова А.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области), Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... ", равной рыночной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес" "В", категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: " ... " равной рыночной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.