ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 12 июля 2016 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Камышниковой Н.М.,
при секретаре Зубрилине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Султанова А.М. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, УФРС по Волгоградской области, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Султанов А.М.(далее - административный истец) обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: " ... ", равной его рыночной стоимости с учетом уточнённых требований в размере " ... " руб., установленной заключением судебного эксперта.
В обоснование административного искового заявления указал, что приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению N " ... " по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в число которых вошёл указанный земельный участок, его кадастровая стоимость установлена в размере " ... " руб. Кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора земельного участка, поскольку размер арендных платежей по договору аренды зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истцаЗаруднев С.А. уточнил требования по административному иску и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной согласно заключению судебного эксперта в размере " ... " руб.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по доверенности Фёдорова Д.С. в письменном ходатайстве принятие решения по делу оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика -руководитель Управления Росреестра по Волгоградской области Абрамов А.В. в письменных объяснениях по делу полагался на вынесение решения на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Кочетова Г.В. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, принятие решения по делу оставил на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управления Росреестра по Волгоградской области, представитель заинтересованного лица -администрации г. Волгоградао времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
Поскольку судом не признана обязательной явка указанных не явившихся лиц, суд полагает на основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.
Как следует из положений ч.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Земельный налог отнесён к местному налогу, обязательному к уплате на территории муниципальных образований.
Согласно ч.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району(городскому округу).
При этом, пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органам государственной власти, органам местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.245, 248 КАС РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость устанавливается на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
Судом установлено, что административный истец пользуется земельным участком с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: " ... " на основании договора аренды N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительных соглашений N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому права и обязанности арендатора по указанному договору аренды перешли к административному истцу, арендодателем по договору аренды выступает Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно п. 2 договора аренды и приложенного к нему расчету арендной платы, её размер зависит от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.7-27).
Как следует из кадастрового паспорта и сведений из государственного кадастра недвижимости земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ-л.д.28,152.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (Приложение 1) в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... "., после ДД.ММ.ГГГГ количественные и качественныехарактеристики участка, влияющие на определение кадастровой стоимости не изменялись. Данные обстоятельства подтверждаются кадастровой справкой и сведениями из государственного кадастра недвижимости, представленными Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по запросу суда -л.д.31,152.
Следовательно, дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка применительно к положениям ч.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению судебной экспертизыот ДД.ММ.ГГГГ, проведённой экспертом Г. величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: " ... " определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей(л.д.184-207).
Судом установлено, что вышеуказанное заключение судебного эксперта Г. соответствует требованиям, предъявляемым ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федеральным стандартам оценки и другим нормативно-правовым актам в области оценочной деятельности.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны с применением сравнительного подхода в рамках метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах- аналогах существенно не отличающихся от объекта оценки по основным факторам стоимости. Данные сведения об объектах -аналогах опубликованы в открытых и проверяемых источниках в период, непосредственно предшествующий дате оценки. Экспертом применены корректирующие коэффициенты известной цены объектов -аналогов по каждому параметру, по которому имеется различия объекта - аналога с объектом оценки, также обоснован экспертом отказ от применения отдельных корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно и обоснованно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и с учётом иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта участниками по делу сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст.14, 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена Г. имеющим необходимое специальное образование и опыт работы в оценочной и экспертной деятельности, рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости установлена на дату определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд считает, что административный истец представил достаточные доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, доказал своё право на обращение в суд и заинтересованность по делу. Поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд не использует в качестве доказательств представленные административным истцом при обращении в суд отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, поскольку административный истец отказался от их использования и просил установить рыночную стоимость в размере, определённом при проведении судебной оценочной экспертизы.
Согласно ч.5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотрекадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.
Поэтому с учетом вышеуказанных положений законодательства административный истец имеет право использовать результаты пересмотра кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом для целей, предусмотренных законодательством РФ, является дата обращения в суд, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Также ч.6 ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11ч. 2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъясняется, что на основании ч.4 ст.38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поэтому Управление Росреестра по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обоснованно привлечены в качестве административных ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Султанова А.М. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, УФРС по Волгоградской области, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: " ... ", равной рыночной стоимости, определённой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского облсуда через Волгоградский облсуд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.