Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.В.,
судей Маримова В.П., Шамрай М.С.,
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашникова А.П. к Администрации Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области об отмене распоряжения главы Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области и обязании выплатить недоплаченную государственную пенсию по апелляционной жалобе Калашникова А.П. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 мая 2016г.
Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия
установила:
Калашников А.П. обратился в суд с иском к Администрации Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области об отмене распоряжения главы Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области и обязании выплатить недоплаченную государственную пенсию, указав, что он имеет стаж в должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение" более пяти лет.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 02.12.2014 года суд обязал Администрацию Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области назначить ему государственную пенсию за выслугу лет (далее пенсия) в соответствии с Положением "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утверждённым решением Собрания Депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года, с учетом размера получаемой трудовой пенсии по инвалидности и произвести ему выплату с 05.06.2014 года.
С 05.06.2014 года по 01.02.2015 года ему была назначена и выплачивалась пенсия в размере 13 725,85 руб. в месяц, а всего за указанный период ему была выплачена сумма пенсии в размере 109 806,8 руб. С 01.02.2015 года по 01.05.2015 года в размере 12 233,19 руб. в месяц всего за три месяца в размере 36 699,57 руб., что соответствовало Положению "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утверждённым решением Собрания Депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года.
Распоряжением главы Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-а от 10.06.2015 года ему назначена пенсия 4 383,59 руб. в месяц с 19.05.2015г. по февраль 2016г. на основании Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утвержденное Решением Собрания Депутатов Болдыревского сельского поселения от 18.05.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. в результате чего, по мнению истца, образовалась задолженность по выплате государственной пенсии, которая с учетом увеличения исковых требований составляет 89 063 руб. 18 коп.
14.07.2015 года он обратился с претензией к главе Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области, в которой он просил погасить возникшую задолженность до 17.07.2015 года, однако задолженность по выплате ему пенсии ответчик не погасил.
Истец полагал, что решение Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 18.05.2015 года "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", и отмена 29.01.2015 года Собранием депутатов Болдыревского сельского поселения решения Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года, на выплату ему пенсии в соответствии с отмененным Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение" не может повлиять, так как он приобрел право на данную пенсию до вступления в силу нового положения.
На основании изложенного, истец просил отменить Распоряжение главы Администрации Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-а от 10.06.2015г., взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную государственную пенсию за выслугу лет в размере 89 063 руб. 18 коп.
Истец в судебном заседании поддержал свои требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать в полном объеме, о чем указал в возражении на исковое заявление, приобщенном к материалам дела.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Калашникову А.П. отказано.
В своей апелляционной жалобе Калашников А.П. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Апеллянт указывает, что решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 02.12.2014г. суд определилразмер его пенсии, поэтому отмена 29.01.2015г. Собранием Депутатов Болдыревского сельского поселения решения Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010г. не могло повлиять на выплачиваемый ему размер пенсии. По мнению апеллянта, суд фактически придал закону обратную силу, с чем нельзя согласиться.
Калашников А.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Администрации Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д.100).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции было установлено, что решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 02.12.2014 года суд обязал Администрацию Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области назначить истцу государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утвержденным решением Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года, с учетом размера получаемой трудовой пенсии по инвалидности и произвести истцу соответствующие выплаты с 05.06.2014 года.
С 05.06.2014 года по 01.05.2015 года истцу выплачивалась государственная пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утвержденным решением Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года, что сторонами не оспаривается.
29.01.2015 года Собранием депутатов сельского поселения по результатам рассмотрения протеста прокурора района от 14.01.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на решение Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года "Об утверждении положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", принято решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым решение Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения Родионово-Несветайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010 года "Об утверждении положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение" было отменено.
Также принято решение привести Постановление в соответствие с действующим законодательством и внести проект на рассмотрение Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения.
18.05.2015 года Собранием депутатов Болдыревского сельского поселения было принято решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", согласно которому было утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение".
В соответствии с п.2 данного решения, оно вступает в силу со дня опубликования в средствах массовой информации и подлежит размещению на сайте Администрации Болдыревского сельского поселения.
Вышеуказанное решение от 18.05.2015 года Собрания депутатов сельского поселения Родионово-Несветайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН было опубликовано в специальном приложении к газете "Деловой минус" НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и 19.05.2015 года "Информационный бюллетень Болдыревского сельского поселения".
В соответствии со ст.4 Положения, утвержденного Собранием депутатов Болдыревского сельского поселения 18.05.2015 года, государственная пенсия за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственной пенсии за выслугу лет составляла для: 1) лиц, замещающих муниципальные должности, - 45 процентов их среднемесячного денежного содержания; 2) лиц, замещающих должности муниципальной службы - 45 процентов их среднемесячного денежного содержания.
При определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы, предусмотренные п.3 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
В случае если лицу в соответствии с федеральным законом назначены две пенсии, то при определении размера пенсии за выслугу лет учитывается общая сумма двух пенсий. Размер государственной пенсии за выслугу лет не может быть меньше фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьей 5 Положения, утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения Родионово-Несветайского района 18.05.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН предусмотрен порядок определения размера пенсии за выслугу лет.
Распоряжением главы Болдыревского сельского поселения за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-а от 10.06.2015 года "Об установлении государственной пенсии за выслугу лет", на основании Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Болдыревское сельское поселение", утвержденного решением Собранием депутатов сельского поселения Родионово-Несветайского района 18.05.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, истцу установлена с 19.05.2015 года государственная пенсия за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности в Администрации Болдыревского сельского поселения в размере 4383 рубля 59 копеек.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления. Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия находит такой вывод суда первой инстанции соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
Доводы апеллянта о том, что поскольку решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 02.12.2014г. суд определилразмер его пенсии, то отмена 29.01.2015г. Собранием Депутатов Болдыревского сельского поселения решения Собрания депутатов Болдыревского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.10.2010г. не могла повлиять на выплачиваемый ему размер пенсии, судебной коллегией отклоняются.
Предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, имеющему стаж в должности муниципальной службы, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, определение условий установления доплаты относится к компетенции органа местного самоуправления, в том числе уменьшение размера таких выплат, что соответствует нормам материального права.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калашникова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.08.2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.