Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Щетининой Е.В.,
судей: Шамрай М.С., Корниенко Г.Ф.,
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильичева В.И. к ГУ МВД России по Ростовской области о включении в стаж периодов службы в льготном исчислении, перерасчете размера пенсии с учётом льготного исчисления стажа службы, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Ильичёва В.И. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 10 мая 2016 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Ильичёв В.И. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области о включении в стаж периодов службы в льготном исчислении, перерасчете размера пенсии с учётом льготного исчисления стажа службы, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что является пенсионером МВД России и получает пенсию по выслуге лет. В отношении ряда периодов, включенных ему ответчиком в выслугу лет в календарном исчислении, установлен льготный порядок исчисления - один месяц службы за полтора месяца. Истец полагает, что в льготном исчислении подлежат зачету: период службы с 21.10.1986 г. по 12 мая 1993 г. в должности инспектора в инспекции исправительных работ и трудоустройства в Константиновском ОВД и период прохождения срочной службы в войсковой части 2013 на пограничной заставе, дислоцированной в высокогорной местности на высоте 1500 метров и более над уровнем моря с 15.11.1972 г. по 10.01.1975 г.
Ильичёв В.И. обратился с заявлением к ответчику по вопросу перерасчета выслуги лет, однако получил отказ.
Полагая данный отказ незаконным, истец с учетом уточненных исковых требований, просил суд включить в стаж службы периоды с 15.11.1972 г. по 11.01.1975 г. и с 21.10.1986 г. по 12.05.1993 г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом льготного исчисления стажа службы за данный период с даты вынесения судебного решения, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 мая 2016 г. в удовлетворении исковых требований Ильичева В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Ильичёвым В.И. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом апеллянт ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством установлено льготное исчисление выслуги в зависимости от местности и рода службы. Поскольку истец проходил срочную службу на пограничной заставе, дислоцированной в высокогорной местности на высоте 1500 метров и более над уровнем моря, он имеет право на зачет выслуги в льготном исчислении. Кроме того, автор жалобы считает необоснованной ссылку суда на приказ Минюста РФ от 01.12.2005 г. N233, поскольку на момент назначения истцу пенсии данного приказа не существовало. Апеллянт полагает, что к возникшим правоотношениям применимы положения п.3 пп. "г" Постановления Правительства РФ от 22.09.1995 г. N 941 с изменениями; Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 г. N729 и УИК Российской Федерации. Ссылка суда на Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не применим к данным правоотношениям, поскольку истец работал в учреждении, исполняющем наказание, не связанное с лишением свободы. В период службы истца в инспекции исправительных работ данные учреждения относились к ведомству МВД и регулировались законодательством СССР, в том числе и Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Ильичев В.И. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, является пенсионером МВД РФ и получателем пенсии по выслуге лет.
В период с 15.11.1972 г. по 11.01.1975 г. Ильичев В.И. проходил военную службу по призыву. Указанный период, при исчислении выслуги лет засчитан в календарном исчислении.
Рассматривая заявленные требования Ильичева В.И. о зачете данного периода службы в льготном исчислении, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст. 1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ... ", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Статьей 13 указанного Федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащих определяется Правительством РФ.
Этот порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, которым установлено, что военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на включение периода службы в армии по призыву в льготном исчислении на основании пп. "г" ч. 3 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. основаны на неправильном толковании закона.
Согласно п. "г" ч. 3 Постановления Правительства РФ N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в том числе на заставах, постах, в комендатурах, маневренных группах со сменными заставами, на кораблях и катерах, несущих службу по охране государственной границы, и в других подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации по перечню, утверждаемому Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - с 1 января 1976 г., а до указанной даты - на заставах, в комендатурах и приравненных к ним подразделениях Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, находившихся на государственной границе бывшего Союза ССР, на морских пограничных кораблях и катерах, находившихся в строю и непосредственно несших охрану государственной границы в местностях согласно Приложению N 3, если не установлены более льготные условия зачета службы в этих местностях при исчислении выслуги лет для назначения пенсии; в высокогорных местностях на высоте 1500 метров и более над уровнем моря (кроме службы в местностях на высоте 2500 метров и более в сроки, указанные в абзаце десятом подпункта "в" настоящего пункта): для военнослужащих - с 1 апреля 1973 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с 1 мая 1985 г.;
При этом в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 15.11.1972 г. по 11.01.1975 г., являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Ильичева В.И. в органах внутренних дел в календарном исчислении, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении, а именно, периодов, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской) АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.
Доказательств тому, что служба истца по призыву проходила в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, истцом не представлено.
Конституционный Суд РФ в определении от 17 июля 2003 г. N 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для зачета в льготном исчислении периода прохождения истцом срочной службы в войсковой части на пограничной заставе, дислоцированной в высокогорной местности на высоте 1500 метров и более над уровнем моря с 15.11.1972 г. по 10.01.1975 г.
Рассматривая вопрос о включении в выслугу в льготном исчислении периода службы истца с 21.10.1986 г. по 12.05.1993 г. в должности инспектора в инспекции исправительных работ и трудоустройства в Константиновском ОВД, суд первой инстанции правомерно руководствовался Приказом Минюста РФ от 01.12.2005 г. N233, которым утвержден перечень должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, службы в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2005 г. N7252).
Согласно приведенному приказу, прохождение службы в уголовно-исполнительных инспекциях засчитывается из расчета один месяц службы за полтора месяца только с 01.01.2001 г.
Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку оспариваемый период службы (с 21.10.1986 г. по 12.05.1993 г.) имел место быть до внесения соответствующих изменений в законодательство, то оснований для исчисления указанного периода в должности инспектора в инспекции исправительных работ и трудоустройства в Константиновском ОВД ГУ МВД России по Ростовской области, исходя из одного месяца службы за полтора не имеется.
Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Ильичева В.И. основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены правильного решения суда, данные доводы аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, установилвсе обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильичёва В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.08.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.