Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по частной жалобе Ш.В.В. на определение судьи Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в принятии административного искового Ш.В.В. к Советской районной администрации г. Брянска о признании незаконными действия (бездействия) органов местного самоуправления.
Заслушав доклад по делу судьи Парамоновой Т.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Советской районной администрации г. Брянска, ссылаясь на то, что после предоставления 07 апреля 2016 года необходимого перечня документов, администрацией района в выдаче ходатайства о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано. Полагая отказ необоснованным, просил суд признать незаконным решение (протокол N 13) Советской районной администрации г. Брянска в отказе выдать ему ходатайство о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Подпрограмме "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развития дорожного хозяйства Брянской области" (2014-1020), утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30 декабря 2013 года N 833-н; признать незаконными действия Советской районной администрации г. Брянска по возложению на Шароварина В.В. обязательств в предоставлении документов, не соответствующих перечню предоставляемых документов, для реализации его права на участие в Подпрограмме; признать бездействие Советской районной администрации г. Брянска в самостоятельном получении запрашиваемых сведений;обязать Советскую районную администрацию г. Брянска устранить нарушение прав административного истца на получение ходатайства и выдать ему ходатайство о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Подпрограмме "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развития дорожного хозяйства Брянской области" (2014-1020), обратить решение к немедленному исполнению.
Определением судьи Советского районного суда г. Брянска от 13 мая 2016 года в принятии административного искового заявления к производству суда отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
В частной жалобе Ш.В.В. просит отменить определение судьи Советского районного суда г. Брянска от 13 мая 2016 года, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм процессуального права. Считает, что дело подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ частная жалоба подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает, что частная жалоба Ш.В.В. подлежит удовлетворению.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ в порядке, предусмотренном ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Отказывая в принятии административного искового заявления Ш.В.В., судья суда первой инстанции указал на то, что поданное административное исковое заявление должно быть оформлено в соответствии со ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, поскольку гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный или муниципальных служащих, и являющихся основанием для их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 833-п "Об утверждении государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)" установлена форма ходатайства по предоставлению целевых субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитование в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы).
Положениями п. 2 Порядка предоставления субсидий участникам подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)", утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 N 846-п (ред. от 22.01.2016), установлены условия предоставления субсидии.
Субсидии предоставляются гражданам - участникам подпрограммы при соблюдении ими следующих условий: быть зарегистрированным по месту жительства на территории Брянской области; признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке; подтвердившим наличие дохода документами, установленными в пункте 4.1 настоящего Порядка.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены положениями ст. 51 ЖК РФ, при этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как видно из представленных материалов и содержания заявления, предметом оспаривания Ш.В.В. действий администрации является правомерность действий административного ответчика по отказу в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, требований искового характера, связанных с правом на получение субсидии, Ш.В.В. не заявлялось.
Само по себе обращение Ш.В.В. в администрацию с заявлением о предоставлении ходатайства для получения субсидии в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)" и отказ Советской районной администрации г. Брянска в его выдаче о наличии спора о праве на получение субсидии не свидетельствует, поскольку для её получения необходимо выполнить также и иные требования.
Положениями ч. 3 ст. 124 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вывод судьи суда первой инстанции о том, что Ш.В.В. с заявленными требованиями должен был обратиться в исковом порядке, оформив заявление в соответствии со ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, не соответствует характеру спорных правоотношений и не может быть признан правильным. Следовательно, обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, как постановленное с нарушением процессуальных норм.
На основании п. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ судебная коллегия считает необходимым определение судьи Советского районного суда г. Брянска от 13 мая 2016 года отменить, дело направить в тот же суд на стадию разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Частную жалобу Ш.В.В. - удовлетворить.
Определение судьи Советского районного суда г. Брянска от 13 мая 2016 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на стадию решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи областного суда: И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.