Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шакитько Р.В., Кудинова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
с участием прокурора Немыкиной Н.В.
при секретаре Захаровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора г.Новороссийска Белоусова П.В. и по апелляционной жалобе представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В. на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Прокурор г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ИП Рублевской А.П. о запрете деятельности.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г.Новороссийска в рамках осуществления надзорной деятельности, в связи с поступлением обращения департамента транспорта Краснодарского края от 09.09.2015 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Рублевская А.П. на территории г.Новороссийска организует перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, привлекая к пассажирским перевозкам водителей как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Для этих целей на информационных буклетах и баннерах на территории г.Новороссийска размещена информация, которой населению предлагается совершить заказ такси "Кортеж" с указанием номеров телефонов. Операторы диспетчерской службы такси "Кортеж" принимают заявки от граждан на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на телефонные номера, предоставленные оператором связи, и распределяют заказы между водителями. После подачи автомобиля по заявленному заказчиком такси адресу, сотрудники диспетчерской службы уведомляют пассажира о подаче автомобиля. При этом ответчик Рублевская А.П. заключает договоры на предоставление информационных услуг с лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и не имеющими на данную деятельность разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке, а также не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме этого, ответчик не осуществляет проведение контроля технического состояния автомобилей и медицинского освидетельствования водителей перед выездом на линию, а также не ведет учет рабочего времени и соблюдения водителями времени отдыха. Так, при проведении проверки сотрудниками УМВД России по г. Новороссийску установлено, что 13.10.2015 года Мушулов P.P. на принадлежащем ему автомобиле " " ... "", государственный регистрационный знак " ... " осуществлял перевозку пассажиров и багажа без соответствующего разрешения и оформления в качестве индивидуального предпринимателя, получив заявку на пассажирскую перевозку от такси "Кортеж", о чем составлен протокол об административном правонарушении Мушулова Р.Р. по ч.ч. 1, 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Прокурор г.Новороссийска полагает, что своими действиями ответчик Рублевская А.П. нарушает требования законодательства о безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок легковым такси, что в свою очередь может явиться опасностью причинения вреда в будущем. Просил суд запретить деятельность индивидуального предпринимателя Рублевской А.П. по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, и не имеющим разрешения на указанную деятельность.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новороссийска Белоусов П.В. поддержал заявленные прокурором исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ИП Рублевской А.П. по доверенности Чилачава О.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 24 декабря 2015 года прокурору г.Новороссийска отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Рублевской А.П. о запрете деятельности по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и не имеющим разрешения на указанную деятельность, а также не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
В апелляционном представлении, поданном в Краснодарский краевой суд, помощник прокурора г.Новороссийска Белоусов П.В. просит решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 24 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований. В обоснование доводов представления указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалов П.В. просит решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 24 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Немыкину Н.В., представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности Агибалова П.В., обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2015 года в соответствии п.п. 11 п. 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" (прилагается) департамент транспорта Краснодарского края переименован в министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Отказывая прокурору г.Новороссийска в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставляя водителям легкового такси информационные услуги и техническую поддержку программного обеспечения по заключенным с ними договорам ИП Рублевская А.П. не может нести ответственность за несоблюдение данными водителями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных действующим законодательством о наличии у них разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке на данный вид деятельности, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г.Новороссийска в рамках осуществления надзорной деятельности, в связи с поступлением обращения департамента транспорта Краснодарского края от 09.09.2015 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Рублевская А.П. на территории г.Новороссийска организует перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, привлекая к пассажирским перевозкам водителей как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Для этих целей на информационных буклетах и баннерах на территории г.Новороссийска размещена информация, которой населению предлагается совершить заказ такси "Кортеж" с указанием номеров телефонов. Операторы диспетчерской службы такси "Кортеж" принимают заявки от граждан на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на телефонные номера, предоставленные оператором связи, и распределяют заказы между водителями. После подачи автомобиля по заявленному заказчиком такси адресу, сотрудники диспетчерской службы уведомляют пассажира о подаче автомобиля. При этом ответчик Рублевская А.П. заключает договоры на предоставление информационных услуг с лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и не имеющими на данную деятельность разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке, а также не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме этого, ответчик не осуществляет проведение контроля технического состояния автомобилей и медицинского освидетельствования водителей перед выездом на линию, а также не ведет учет рабочего времени и соблюдения водителями времени отдыха.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 года N69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N69-ФЗ), п.п. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая такси, возложена на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Краснодарского края от 27.03.2007 года N1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N1217-КЗ) упорядочивает отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае, и призван обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, повысить качество и безопасность перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
В соответствии с п. 3.19 положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 года N1271, министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края выдает разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, приостанавливает (продлевает приостановление), возобновляет либо прекращает действие разрешений; ведет реестр выданных разрешений; осуществляет региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Реестр выданных разрешений размещен на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края -http://46.226.225.18/taxi/.
Такси - это отдельный вид транспорта, для которого установлена специальная правоспособность субъекта.
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответствующего разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров багажа легковым такси в соответствии с положениями Федерального закона от 21.04.2011 года N69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 14.02.2009 года N112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных транспортом".
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года N18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Таким образом, в отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является незаконной, общественно опасной.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемое в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.04.2011 года N69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны получать не только лица, непосредственно, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели, принимающие заказы на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, водители которых не являются индивидуальными предпринимателями.
Указанный вывод следует из анализа положений Федерального закона от 08.11.2007 года N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года N112.
Согласно п. 1 ст. 31 "Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа" Устава перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Устава договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
В силу п. 22 ст. 2 Устава фрахтовщиком может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Пункт 3 ст. 31 Устава закрепляет, что договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N112.
Согласно п. 102 Правил, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
В соответствии с п. 103 Правил заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
С учетом приведенных норм, заказ легкового такси с использованием средств связи является формой заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.
ИП Рублевская А.П. фактически осуществляет функции службы заказа такси (диспетчерской службы), однако, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не выдавалось.
Ответчица, как лицо, принимающие заказы на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, доказательств получения разрешения, не представила.
В соответствии со ст. 1 Закона N1217-КЗ, служба заказа такси это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги перевозчикам, получившим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, по приему заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и последующей передаче принятых заказов для исполнения фрахтовщику или водителю, действующему от имени и по поручению фрахтовщика.
В соответствии с п. 14 ст. 3 Закона N1217-КЗ, служба заказа такси передает заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, а также водителям, которые заключили трудовые договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими указанную деятельность на основании разрешения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N1217-КЗ, за нарушение данного закона перевозчики и водители легковых такси несут ответственность в установленном действующим законодательством порядке.
Судебной коллегией достоверно установлено, что 13.10.2015 года Мушулов P.P. получив заявку от ИП Рублевской А.П., на принадлежащем ему транспортном средстве " " ... "" государственый регистрационный знак " " ... "" осуществлял перевозку пассажиров и багажа без необходимого разрешения министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Данное обстоятельство подтверждается материалами проверки, проведенной по поручению прокуратуры г.Новороссийска, и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, статья 8 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" содержит требования, предъявляемые к легковым такси, а именно: автомобиль, используемый в качестве легкового такси должен быть технически исправен; белой или желтой цветовых гамм; не ниже второго экологического класса; оборудован таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; должен проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев; должен иметь технические характеристики, позволяющие производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины. Для обеспечения сигнальности и опознаваемости в общем транспортном потоке иметь следующие отличительные знаки таксомоторов: на боковых поверхностях кузова - символику таксомоторных перевозок - композицию из контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке по всей ширине боковых дверей; на крыше автомобиля - опознавательный фонарь оранжевого цвета, соответствующий ГОСТу либо выполненный по техническим условиям. В целях индивидуализации таксомоторов допускается нанесение на боковую поверхность кузова автомобиля информации о перевозчике (эмблемы, логотипы, номера телефонов перевозчика, номер экипажа). Салон автомобиля должен соответствовать требованиям безопасности и комфортности пассажиров. Внутри салона должны находиться правила пользования легковым такси; визитная карточка с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества водителя, табличка с указанием времени начала и окончания работы таксомотора, наименованием перевозчика, осуществляющего пассажирские перевозки легковыми такси, с указанием номеров его телефонов и почтового адреса и телефона уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси; табличка с установленным тарифом.
В связи с чем, заключение договоров на оказание диспетчерских услуг с лицами, не имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет необязательность соблюдения вышеуказанных требований и создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.
Соответственно деятельность ИП Рублевской А.П. по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, и не имеющим на данную деятельность разрешения, а также не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г.Новороссийска о запрете деятельности ИП Рублевской А.П. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором г.Новороссийска исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 24 декабря 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора г.Новороссийска, в интересах неопределенного круга лиц ИП Рублевской А.П. о запрете деятельности -удовлетворить.
Запретить деятельность индивидуального предпринимателя Рублевской А.П. по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, и не имеющим на данную деятельность разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке, а также не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.