Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
судей Рыбиной А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Лукки А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Желтухиной Н.А. по доверенности Беззубенко О.Н. на решение Северского районного суда от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Желтухина Н.А., в лице своего представителя Беззубенко О.Н., обратилась в суд с исковым заявлением о признании отказа администрации Северского сельского поселения Северского района незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 9800 кв.м, в " ... " в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
Свои требования мотивировала тем, что является инвалидом второй группы с 13.02.2006 года. 18.11.2015 года она обратилась в администрацию Северского сельского поселения Северского района с заявлением предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 лет, площадью 9800 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: " ... ", приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию удостоверения N 061834 от 19.01.2006 года, копию справки инвалида МСЭ N 000852327, копию паспорта. 25.11.2015 года она получила письмо N 3084 от Главы Северского сельского поселения Северского района "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка", на том основании, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с ПЗЗ Северского сельского поселения расположен в зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-2), содержащей в составе основных видов разрешенного использования земельные участки, занятые объектами личного подсобного хозяйства и, учитывая отсутствие на испрашиваемом земельном участке вышеуказанных объектов, а также на основании того, что разрешенное использование земельного участка, установленное градостроительными актами, не соответствует целям использования земельного участка, которые она указала в заявлении, администрация Северского сельского поселения отказала в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Также истец указала, что согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Северский район (правила землепользования и застройки " ... ", утвержденных 23.10.2014 года зN23) в зону объектов сельскохозяйственного производства входят объекты личного подсобного хозяйства с минимальной площадью земельного участка 200 кв. м., максимальной площадью земельного участка - 1 га. Она обратилась с жалобой на действия Главы администрации Северского сельского поселения Северского района в прокуратуру Северского района, получила ответ от 15.01.2016 года, в котором сообщалось, что вышеуказанный отказ противоречит требованиям земельного законодательства, что послужило основанием для внесения представления об устранении нарушений. Просит признать отказ администрации Северского сельского поселения незаконным и обязать администрацию Северского сельского поселения Северского района предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 9800 кв.м в " ... " в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером Морнопольской Е.А.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Желтухиной Н.А. - Беззубенко О.Н. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования и просила признать отказ администрации Северского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления земельного участка N 3084 25.11.2015 года незаконным и обязать администрацию Северского сельского поселения Северского района предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 9800 кв. м. в " ... " в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровой территории, выполненной кадастровым инженером Морнопольской Е.А.
Истец Желтухина Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ее представитель - Беззубенко О.Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, при этом в прениях полагалась при принятии решения на усмотрение суда, не требуя удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Кошелева Т.Е. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Представила письменный отзыв на иск, указав, что разрешенное использование земельного участка, установленное градостроительными регламентами, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, в связи с этим администрацией Северского сельского поселения было отказано Желтухиной Н.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 9800 кв.м, в " ... " в аренду на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства. Не согласившись с ответом администрации, Желтухина Н.А. обратилась в прокуратуру Северского района. Из содержания протеста прокурора Северского района от 15.01.2016 года N 07-01-2016/179 следует, что Приказом Минэконом развития России от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования объектов личного подсобного хозяйства не предусмотрен, что свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения требованиям земельного законодательства. В результате несвоевременного приведения Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения в соответствии с данным классификатором к 2018 году, администрацией Северского сельского поселения работа в данном направлении фактически не ведется, что создает объективные предпосылки к нарушению. Однако, при подготовке отказа истцу были применены нормы п.п. 3 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ: разрешенное использование земельного участка, установленное градостроительными регламентами, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о выделении земельного участка. Для приведения Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения в соответствие с классификатором с целью устранения несоответствий в них, администрацией Северского сельского поселения принято постановление от 28.07.2015 года N 445 "О подготовке проекта: "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района". С целью создания условий для устойчивого развития территории Северского сельского поселения, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территории сельского поселения, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с неоднократно поступающими обращениями граждан о необходимости внесения в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения от 23.10.2014 года N 23 изменений, постановлением администрации Северского сельского поселения от 22.12.2015 года N 957 "О проведении публичных слушаний по проекту "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края" - назначено проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района. Заключения о результатах публичных слушаний от 15.02.2016 года и 17.02.2016 года были опубликованы в газете "Зори Предгорья" от 22.02.2016 года N 25 (1328). Письмом администрации Северского сельского поселения от 04.03.2016 года N 486, в связи с вступившими в законную силу изменениями в Федеральный закон N 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", переданы в МО Северский район все документы по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края. Также администрацией Северского сельского поселения направлено письмо от 04.03.2016 года N 487 председателю Совета 40 Северский район о внесении на рассмотрение очередной сессии вопрос об утверждении "Внесения изменений в Правила землепользование и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края". Считает, что нарушение прав Желтухиной Н.А. и препятствование осуществлению прав последней администрацией Северского сельского поселения исключается. В качестве обоснования незаконности требований Желтухиной Н.А. об обязании администрации предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства указала, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района расположен в зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-2), содержащей в составе основных видов разрешенного использования земельные участки, занятые объектами личного подсобного хозяйства, которые отсутствуют на испрашиваемом участке; Желтухиной Н.А. не представлены документы, подтверждающие ее права как инвалида, стоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Мера первоочередного обеспечения земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем ставе инвалидов, направлена на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки в виде дополнительной гарантии реализации их жилищных прав. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Северского районного суда от 11 мая 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований Желтухиной Н.А. к Администрации Северского сельского поселения Северского района о признании отказа администрации незаконным и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 9800 кв.м. в " ... " в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
В апелляционной жалобе представитель Желтухиной Н.А. по доверенности Беззубенко О.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушения материальных и процессуальных норм, а также то, что суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, полагала, что заявленные истцом требования должны были быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, тогда как суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Северского сельского поселения Северского района по доверенности Кошелеву Т.Е., возражавшую против доводов апелляционной жалобы и просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного решения.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель истца в апелляционной жалобе указала, что судом первой инстанции допущено грубое нарушение норм процессуального права предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 310 и ч. 4 ст. 310 КАС РФ, являющегося основанием для отмены решения суда.
Данный довод является не состоятельным по следующим основаниям.
Из письма Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 года N 7-ВС-7105/15 "О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке" следует, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
К тому же, рассмотрение в исковом порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства относится признание недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве.
Данная позиция согласована судебными коллегиями по гражданским делам, по административным делам (21 октября 2015 года) и по экономическим спорам (22 октября 2015 года) Верховного суда Российской Федерации.
Таким образом, мнение представителя истца о нарушении норм процессуального права, а именно о том, что дело рассмотрено в ином процессуальном порядке полностью противоречит позиции изложенной в письме Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 года N 7-ВС-7105/15 "О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке".
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. от 29.12.2015 г.), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из материалов дела следует, что Желтухина Н.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2006 N 0000852327 от 16.08.2006 года.
18.11.2015 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на двадцать лет площадью 9800 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: " ... " на основании ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ".
Ответом администрации Северского сельского поселения Северского района истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9800 кв.м, в " ... " в аренду сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка, установленное градостроительными регламентами, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-2), содержащей в составе основных видов разрешенного использования земельные участки, занятые объектами личного подсобного хозяйства, а на запрашиваемом земельном участке вышеуказанные объекты отсутствуют.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района, утвержденными решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 23.10.2014 года N 23, запрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне объектов сельскохозяйственного производства (СХ-2), содержащей в составе основных видов разрешенного использования земельные участки, занятые объектами личного подсобного хозяйства.
Приказом Министерства экономического развития РФ от01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (с изм. от 30.09.2015 года), утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому такой вид разрешенного использования земельного участка, как земельный участок, занятый объектами личного подсобного хозяйства, не предусмотрен.
С целью приведения Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения в соответствие с классификатором, администрацией Северского сельского поселения принято постановление от 28.07.2015 года N 445 "О подготовке проекта: "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края", которым утвержден план мероприятий и сроки проведения работ по подготовке указанного проекта.
На основании постановления администрации Северского сельского поселения Северского района от 22.12.2015 года N 957 "О проведении публичных слушаний по проекту "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края", 15.02.2016 года и 17.02.2016 года, вынесенного в соответствии со ст. 30-36 ГК РФ, администрацией Северского сельского поселения проведены публичные слушания, заключения о результатах которых были опубликованы в газете "Зори Предгорья" от 22.02.2016 года N 25 (1328).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в Российской Федерации" (с изм. От 15.02.2016 года), документы по проведению публичных слушаний переданы в администрацию МО Северский район, что подтверждается письмом N 487 от 04.03.2016 года.
Согласно п. 12 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, администрацией Северского сельского поселения Северского района мероприятия по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края в соответствие классификатору проводятся в пределах установленного законодательством срока.
Пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно- строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована и проживает в " ... ". Между тем, Желтухина Н.А. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в " ... ", что не соответствует требованиям законодательства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов и связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий и состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет, что соответствует принципу справедливости и соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
На основании изложенного, обязательным условием предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является признание данного гражданина в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с письмом Главы Северского сельского поселения Северского района, сведения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на Желтухину Н.А. в администрации Смоленского сельского поселения отсутствуют.
В материалы дела предоставлено выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 12.04.2016 года N 23/095/002/2016-30, из которой следует, что истец является собственником следующих объектов недвижимости: закусочной, площадью 116,3 кв.м., расположенной по адресу: " ... "; нежилого здания - заготпункт N 7, площадью 69,1 кв.м, расположенного по адресу: " ... ". На основании постановления Главы администрации Северского района Краснодарского края N 2582 от 28.12.1992 года и постановления Главы администрации Северского района Краснодарского края N 1018 от 30.09.1994 года истец является участником общей долевой собственности с долей 38300/20776789 на земельный участок с кадастровым номером " ... ", из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа"; на основании договора купли-продажи земельного участка на котором расположен объект недвижимости N 114 от 09.06.2008 года и постановления Главы МО Северский район N 1401 от 26.05.2008 года Желтухина Н.А. является собственником земельного участка, площадью 178 кв.м., с кадастровым номером " ... ", из земель населенных пунктов для эксплуатации закусочной по адресу " ... "; на основании постановления Главы администрации Смоленского сельсовета Северского района Краснодарского края N 167 от 12.05.1994 года она является собственником земельного участка, площадью 1885 кв.м, с кадастровым номером " ... ", категории земель - земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: " ... ". Также на основании постановления Главы МО Северский район N 1089 от 18.04.2008 года и договора купли-продажи - земельного участка, на котором расположен объект недвижимости N 89 от 25.04.2008 года - земельного участка, площадью 251 кв.м., с кадастровым номером " ... " категории земель - земли населенных пунктов для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного по адресу: " ... ". Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 101,7 кв.м., неположенный по адресу: " ... ".
Судом также установлено, что на основании постановлений Главы администрации Северского района Краснодарского края N 2582 от 18.12.1992 года и N 1018 от 30.09.1994 года, Желтухина Н.А. являлась участником общей долевой собственности с размером доли 383/516900 на земельные участки расположенные по адресу: Краснодарский край, Северский район, территория Смоленского сельского округа с датой государственной регистрации права 27.12.2004 за номером государственной регистрации 23-01/17-45/2004-265 и 04.07.2006 года за номером государственной регистрации 23-23-17/036/2006-139, отчужденные Желтухиной Н.А. 04.07.2006 года и 12.09.2008 года соответственно. Также на Основании постановления Главы муниципального образования Северский район N 1402 от 26.05.2008 года и договора купли-продажи земельного участка на котором расположен объект недвижимости N 115 от 09.06.2008 года, истец являлась собственником земельного участка, площадью 198 кв.м. с кадастровым номером " ... ", категории земель - земли населенных пунктов для эксплуатации магазина N1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Смоленская, ул. Садовая, 2, право собственности на который прекращено 22.11.2012 года. Кроме того, на основании постановления Главы администрации Северского района Краснодарского края N 2585 от 28.12.1992 года и постановления Главы администрации Северского района Краснодарского края N 1018 от 0.09.1994 года истец являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки, площадью 16350 кв.м., 7164 кв.м., 48229 кв.м., 4857 кв.м, с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... ", " ... " соответственно, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: " ... ", право собственности на которые прекращено 15.07.2009 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, что Желтухиной Н.А. неоднократно предоставлялись как сельской администрацией, так и администрацией муниципального образования, земельные участки, которыми истец, в большинстве случаев, распоряжалась путем их отчуждения. Кроме того, в настоящее время Желтухина Н.А. имеет в собственности объекты недвижимого имущества в виде земельных участков с расположенными на них жилыми помещениями. Указанные обстоятельства указывают на отсутствие нуждаемости истца в улучшении жилищно-бытовых условий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. От 29.12.2015 года), социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
С учетом того, что определяющим условием права инвалидов на улучшение жилищных условий является их нуждаемость, а документов, подтверждающих нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, представлено не было, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что удовлетворение требований истца приведет к нарушению баланса интересов общества и законных интересов граждан, уже находящихся на учете в очереди на обеспечение земельными участками в первоочередном порядке.
В апелляционной жалобе представитель истца указывает, что судом сделан не правильный вывод о том, что истец испрашивает земельный участок не для целей индивидуального жилищного строительства, а для целей ведения личного подсобного хозяйства, ссылаясь на то, что понятие ведение личного подсобного хозяйства не подразумевает цели индивидуального жилищного строительства.
Между тем с данным утверждением согласиться нельзя.
Согласно Приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. N540 " Об утверждении классификатора вида разрешенного использования земельных участков" наименование видов разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, указывает о размещении индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещении индивидуальных гаражей и подсобнвых сооружений. Также наименование вида разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, указывает о размещении жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производстве сельскохозяйственной продукции; размещении гаража и иных вспомогательных сооружений; содержании сельскохозяйственных животных.
Из этого следует, что земельный участок для индивидуального жилищного строительства разрешается использовать для строительства дома, также как и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подразумевает строительство дома и позволяет заниматься предпринимательской деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
На основании изложенного и принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства гражданского дела, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований считать отказ администрации Северского сельского поселения Северского района в предварительном согласовании предоставления земельного участкаN3084 от 25.11.2015 года не законным не имеется, поскольку разрешенное использование земельного участка, установленное градостроительными регламентами, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении Желтухиной Н.А. Кроме того, истцом не предоставлены доказательства подтверждающие ее права как инвалида, состоящего на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по месту жительства.
Другие доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которым дана соответствующая правовая оценка.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северского районного суда от 11 мая 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.