Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Шумилиной А.И.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Решетникова Леонида Яковлевича на основании доверенности Мирошниковой В.Л. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Решетников Л.Я. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Центрального отдела г. Сочи об оспаривании решения регистрирующего органа.
В обоснование требований указано, что истец на принадлежащем ему земельном участке возвел два жилых дома общей площадью застройки 325 каждый по адресу: " ... ". Строительство осуществлено в соответствии с проектно-сметной документацией и на основании разрешений на строительство. При обращении к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на возведенные строения в упрощенном порядке Решетникову Л.Я. в этом было отказано. Административный истец полагает свои права нарушенными.
В связи с чем, Решетников Л.Я. просил признать незаконными решения административного ответчика от 24 сентября 2015 г. N 23/050/802/2015-8832 об отказе и N 23/050/802/2015-8834 об отказе в государственной регистрации права собственности на завершенные строительством объекты недвижимости; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на завершенные строительством объекты недвижимости, а именно два жилых дома, расположенные по адресу: " ... ", при жилом доме N 168.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 апреля 2016 г. в удовлетворении требований Решетникова Л.Я. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований доверителя. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимое имущество и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205006:0017 общей площадью 2100 кв.м. по " ... ", отнесенный к категория земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования - индивидуальное жилищное строительство, находится в общей долевой собственности Решетникова Л.Я. (2/3 доли) и Мирошниковой В.Л. (1/3 доля), что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права 23-АЛ 686201 от 24 мая 2013 г. и 23-АИ 719493 от 22 июля 2011 г. соответственно.
Право собственности административного истца на земельный участок третьими лицами не оспорено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Администрацией г. Сочи прежнему собственнику земельного участка Шуеру А.Л. выданы градостроительный план земельного участка, а также разрешения от 2 февраля 2012 г. N RU 23309-1979-Ц и от 26 апреля 2012 г. N RU23309-2195-Ц на строительство двух трехэтажных индивидуальных жилых дома, площадью застройки по 325 кв.м. каждый, на указанном земельном участке.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 23-АЛ 267822 и 23-АЛ 267821 Решетников Л.Я. является собственником объектов незавершенного строительства площадью застройки 325,0 кв.м. каждый и степенью готовности к эксплуатации 34 % по " ... ", при жилом доме N " ... " в " ... ".
В настоящее время строительство жилых домов окончено, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 26 января 2015 г., выданным Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г. Сочи.
В отношении строений осуществлен государственный кадастровый учет, постройкам присвоены кадастровые номера паспортами с номерами 23:49:0205006:2335 и 23:49:0205006:2336 соответственно.
На основании технических условий ОАО "Сочигоргаз" N 04/10-07/04-38, ООО "Югводоканал" N 05.3.-08/4890; ОАО "Кубаньэнерго" N 201-1/5901 следует, жилые дома подключены к существующим коммуникационным сетям.
Обременений в отношении завершенных строительством объектов не имеется.
16 сентября 2015 г. истцом в Управление Росреестра по Краснодарскому краю было подано заявление о государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, а именно: два жилых дома, расположенные по адресу: " ... ", при жилом доме N 168.
К заявлению были приложены следующие документы: технический паспорт на два жилых дома, кадастровые паспорта на недвижимое имущество, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о праве собственности на земельный участок, а также квитанция об уплате государственной пошлины за регистрационные действия.
24 сентября 2015 г. административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект на основании абзаца 4,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", о чем свидетельствуют сообщения об отказе за N 23/050/802/2015-8832 и N 23/050/802/2015-8834 соответственно.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции указал на законность решения административного ответчика.
Судебная коллегия полагает вывод суда ошибочным.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 17 Закон о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В силу положения статьи 25.3 Закон о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закон о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации нрав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Из материалов дела следует, что возведенное административным истцом строение соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, а также санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требования и требованиям по сейсмоустойчивости; строение располагается в правомерных границах земельного участка; по своим техническим характеристикам угрозу жизни и здоровью граждан не создает, как и не создает препятствий смежным правообладателям земельных участков и строений в пользовании их имуществом, что подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2013 г. Тем же вступившим в законную силу постановлением подтверждена правомерность строительства истцом индивидуальных жилых домов с учетом допущенного Решетниковым Л.Я. отступления от разрешенных параметров строительства.
Частью 4 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации установлено, что до 1 марта 2018 г. разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и права собственности на возведенные объекты недвижимости истца.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу частей 1 - 4 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. К письменным доказательствам относятся также судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи).
Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов.
Статья 84 Кодекса административного судопроизводства РФ определяет, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с частью 2 стать 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судебная коллегия полагает, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судебной коллегией.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 апреля 2016 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов.
На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Решетникова Леонида Яковлевича на основании доверенности Мирошниковой В.Л. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 апреля 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск Решетникова Леонида Яковлевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решений регистрирующего органа удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказ в проведении государственной регистрации права собственности Решетникова Леонида Яковлевича на завершенные строительством объекты недвижимости, а именно: два жилых дома, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, " ... ", при жилом доме N 168.
Обязать Центральный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи зарегистрировать право собственности Решетникова Леонида Яковлевича на завершенные строительством объекты недвижимости, а именно: два жилых дома, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, " ... ", при жилом доме N 168, на основании предоставленных Решетниковым Леонидом Яковлевичем документов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", без истребования дополнительных документов.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.