Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей Смирнова Е.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы города Сочи " Ф.И.О. "5 на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации и проведению кадастровых работ, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка, занятого под общественное кладбище, расположенного на территории муниципального образования город-курорт Сочи по адресу: " ... ", и возложении на административного ответчика принять меры к проведению кадастровых работ, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка, занятого под указанное выше общественное кладбище, расположенного на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
В обоснование доводов указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан, в ходе которой установлено, что на территории Хостинского района города Сочи расположено муниципальное общественное кладбище " ... ". Вместе с тем, земельный участок на котором расположено указанное муниципальное общественное кладбище, не поставлен на государственный кадастровый учет, не произведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2016 года административное исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи, удовлетворено.
В апелляционной жалобе глава города Сочи " Ф.И.О. "5 выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "6, настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора " Ф.И.О. "7, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории Хостинского района города Сочи расположены " ... " кладбищ, из них " ... " общественных.
Правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые общественными кладбищами на территории Хостинского района города Сочи, в том числе муниципальным общественным кладбищем " ... ", отсутствуют, что подтверждается сообщением МБУ города Сочи "Управление по организации похоронного дела" от " ... " " ... ".
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором расположено общественное кладбище, постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации в отношении него права муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Нормами части 4 статьи 16 данного Федерального закона установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 25 указанного Федерального закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию нрав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 17 Закона Краснодарского края от 04 февраля 2004 года N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае", предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер, дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу части 3 статьи 1 данного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, а выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведений о таком недвижимом имуществе, осуществляется кадастровым инженером.
В виду отсутствия у земельного участка индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что межевание земельного участка, занимаемого кладбищем, расположенного " ... ", и его кадастровый учет не производились.
Следовательно указанное действующее кладбище, расположено на земельном участке, права на который не оформлены в установленном порядке, кадастровые работы в отношении указного земельного участка не проведены, правоустанавливающие документы на него не оформлены.
При таких обстоятельствах и с учетом норм, изложенных в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно сделан вывод на предмет того, что неисполнение администрацией города-курорта Сочи своих обязанностей в сфере земельного законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав муниципального образования на целевое использование бюджетных средств на содержание кладбищ. Кроме того, бездействием административного ответчика нарушены законные права и интересы неопределенного круга лиц, что создает препятствия к проведению предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища и контролю за его состоянием.
С учетом изложенного, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Хостинского района города Сочи в полном объеме. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.