Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Курпазиди Николая Федоровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
Курпазиди Николай Федорович обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " равной его рыночной стоимости в размере 13 049 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно данным отчета о рыночной стоимости земельного участка от 24 ноября 2015 года N К-15-151 выполненного ООО "Юг-Регион-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет 13 049 000 рублей. Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет 48 699 651,84 рублей. Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного земельного участка, являются неверными и нарушают его права. Курпазиди Н.Ф. является арендатором земельного участка, в отношении которого заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Участвующие в деле лица в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью 1344 кв.м., имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации здания бара "Романтик", расположен по адресу: " ... ", кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2011года и составляет 48699651рублей 84 копейки. Земельный участок принадлежит " Ф.И.О. "5. на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка N 4000000909 от 16 ноября 2006года. Договор аренды зарегистрирован в установленном законном порядке.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец ссылается на то, что арендная плата определяется на основании его кадастровой стоимости.
На основании договора аренды N 4000000909 от 16 ноября 2006года, заключенного между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик и Курпазиди Н.Ф., арендатору сроком на 15 лет предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером " ... ".
В соответствии с приложением к данному договору, арендная плата рассчитана, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 48699651рубль 84 копейки с применением ставки арендной платы и коэффициента уровня инфляции.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 января 2011 года N 50 утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 1.1 указанных правил, размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночной стоимости.
В силу прямого указания закона и фактических обстоятельств дела, в отношении рассматриваемого земельного участка размер его годовой арендной платы должен определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В соответствии с требованиями 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 01 января 2011года.
В суд истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 24 ноября 2015 года ООО "Юг-Регион-Оценка". Специалистом рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2011года в размере 13049 000рублей.
В ходе судебного разбирательства судом была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N ЭК-2016-07-87 от 16 июня 2016 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на 01 января 2011 года составляет 18 894000 (восемнадцать миллионов восемьсот девяносто четыре тысячи) рублей.
Оценивая доказательства в силу положений статьи 84 административного судопроизводства РФ, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
При таких обстоятельствах суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402018:5 в размере его рыночной стоимости равной 18 894000 (восемнадцать миллионов восемьсот девяносто четыре тысячи) рублей.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Курпазиди Н.Ф. обратился в Краснодарский краевой суд с настоящим исковым заявлением 25 мая 2016 года.
Генеральным директором ООО "Аверс "Оценка и Экспертиза" в суд подано заявление о взыскании с Курпазади Н.Ф. расходов по оплате судебной экспертизы в размере 40000 рублей, проведенной в рамках настоящего административного дела.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с административного истца в пользу экспертной организации стоимость проведения судебной экспертизы в размере 40000 рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Курпазиди Николая Федоровича об установлении в отношении земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере его рыночной стоимости равной 18 894000 (восемнадцать миллионов восемьсот девяносто четыре тысячи) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", считать 25 мая 2016 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... "
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период - 2016 год, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Взыскать с Курпазиди Николая Федоровича, 03 августа 1955 года рождения, проживающей по адресу: " ... " оплату за проведение судебной экспертизы в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение суда составлено 01 августа 2016 года.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.