СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 18 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 года, которым
признан незаконным отказ в принятии на учет Кушманова М.В. на получение единовременной социальной выплаты, оформленный Протоколом "Номер обезличен" заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от "Дата обезличена", утвержденным распоряжением ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-р
Обязано ФГКУ УВО МВД по Республике Коми принять Кушманова М.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., пояснения представителя Кушманова М.В. "Фамилия обезличена", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кушманов М.В. обратился в суд с иском к ФГКУ УВО МВД по Республике Коми признании незаконным отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, оформленного Протоколом "Номер обезличен" заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от "Дата обезличена", возложении обязанности по принятию на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом к участию в деле привлечено МВД по РК.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, представители ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, МВД по РК полагали заявленные истцом требования подлежащими оставлению без удовлетворении. С учетом мнения участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ УВО МВД по Республике Коми ставит вопрос об отмене решения, указывая на неправильное установление обстоятельств дела. По мнению ответчика отчуждение истцом доли в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен" является намеренным ухудшением жилищных условий.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом, извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, "Дата обезличена" Кушманов М.В. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи 4 человека.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКГУ УВО МВД по Республике Коми, утвержденным протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Кушманову М.В. отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, на основании п.16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2011 N 1223.
Основанием отказа в постановке на учет для получения единовременной субсидии для приобретения и строительства жилья послужило то, обстоятельство, что Кушманов М.В. произвел отчуждение ? доли жилого помещения, расположенного в "Адрес обезличен", принадлежащего ему на праве собственности, и жилого помещения, расположенного по адресу "Адрес обезличен", принадлежащего ему и супруге по ? доли.
Удовлетворяя исковые требования Кушманова М.В. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действия Кушманова М.В. по отчуждению доли в праве собственности на квартиру не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку отчуждение имущества связано с иными обстоятельствами. Также суд указал, что отчуждение доли жилого помещения объективно не влияло на возникновение у Кушманова М.В. права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку даже с учетом отчужденной им доли в праве на жилое помещение истец обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров, что дает ему право на получение указанной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми считает, что данные выводы суда первой инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Частью 7 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.
Согласно пунктам 5, 7, 9, 16, 19 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.Сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из приведенных положений закона следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в п.п.1-7 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности обеспеченность сотрудника и членов его семьи жилыми помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилье и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Из материалов дела следует, что Кушманов М.В. в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" являлся собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью "*" кв.м.
В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Кушманов М.В. и его супруга "Фамилия обезличена" являлись собственниками жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью "*" кв.м., по 1/2доли в праве.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения спора, истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью "*" кв.м., иного жилья в собственности и на условиях социального найма истец и члены его семьи не имеют.
Проверяя доводы ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий, суд первой инстанции правильно указал, что отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: РК, "Адрес обезличен", с намерением улучшения жилищных условий и не могло являться основанием для отказа в постановке на учет. Денежные средства от продажи жилого помещения реализованы на приобретение жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Указанный вывод суда ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Кушманова М.В. по отчуждению доли в праве собственности на квартиру "Адрес обезличен" РК, общей площадью "*" кв.м. в пользу "Фамилия обезличена" не были совершены истцом с намерением ухудшения жилищных условий так как, связаны с иными обстоятельствами. Указанные выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Между тем, согласно ст. 53 ЖК РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
П. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" препятствует постановке истца на учет для получения единовременной выплаты до истечения пяти лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение его жилищных условий.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учет Кушманова М.В. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на ФГКУ УВО МВД по Республике Коми по принятию Кушманова М.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанций установлены, однако судом неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кушманова М.В. отказать.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Кушманова М.В. к ФГКУ УВО МВД по Республике Коми о признании незаконным отказ в принятии на учет Кушманова М.В. на получение единовременной социальной выплаты, оформленного Протоколом "Номер обезличен" заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от "Дата обезличена", утвержденного распоряжением ФГКУ УВО МВД по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-р, возложении обязанности на ФГКУ УВО МВД по Республике Коми принять Кушманова М.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.