СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Орловой И.А., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 04 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2016 года, по которому
исковые требования Душкина А.Р. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с учетом очередности умершей Д.Т.Е., восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии удовлетворены.
Признано за Душкиным А.Р., "Дата обезличена" г. рождения, право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом очередности умершей Д.Т.Е. с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
На администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" возложена обязанность включить Душкина А.Р. в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, с учетом очередности умершей Д.Т.Е. с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Душкин А.Р. обратился с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с учетом очередности умершей матери Д.Т.Е., восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми) просит об отмене постановленного судебного акта, указывая, что суд необоснованно не учел, что Д.Т.Е. умерла до вступления в силу Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что не позволяло суду распространить действие приведенного закона на рассматриваемые правоотношения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся сторон, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Д.Т.Е. является матерью Душкина А.Р., "Дата обезличена" года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ... "Номер обезличен", выданным "Дата обезличена" ...
Д.Т.Е. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена", по категории "инвалиды", включая сына Душкина А.Р.
"Дата обезличена" Д.Т.Е. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти ... "Номер обезличен", выданным "Дата обезличена" территориальным отделом ЗАГС "Адрес обезличен".
Согласно поквартирной карточке на день смерти Д.Т.Е. значилась зарегистрированной по адресу: "Адрес обезличен". Вместе с ней по указанному адресу с "Дата обезличена" значился зарегистрированным ее сын Душкин А.Р.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол "Номер обезличен") от "Дата обезличена" Д.Т.Е. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи со смертью.
После смерти матери Душкин А.Р. обратился с заявлением к главе МО ГО "Воркута" с просьбой восстановить и перевести очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с умершей Д.Т.Е. на него с датой подачи заявления "Дата обезличена".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") Душкину А.Р. отказано в сохранении права на получение социальных выплат с датой подачи заявления на постановку на учет "Дата обезличена" умершей матери Д.Т.Е. по категории "инвалиды".
Разрешая спор и удовлетворяя требования Душкина А.Р., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что он как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть лишен права на получение жилищной субсидии, исходя из факта смерти его матери до 01 января 2012 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.Так, в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со статьей 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст.1 Федерального закона от 25.10.002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Душкин А.Р., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии, только исходя из факта смерти матери до 01 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы Минстроя Республики Коми в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25.10.2005 N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, поскольку придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.