Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Гудковой Г.В., Слиж Н.Ю.
при секретаре Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 24 мая 2016 г. по иску Герасимович А.Ф. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное), государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Беломорская центральная районная больница" о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчик не включил в трудовой стаж истицы период работы с 05.01.2009 по 31.03.2015, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.11.1998 по 28.11.1998 и с 08.01.2004 по 07.02.2004. С данным решением истица не согласна, просила обязать ответчика зачесть указанные периоды в специальный стаж, предусмотренный для досрочного назначения пении по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Впоследствии исковые требования дополнила, просила также установить, что ее трудовая функция в период с 05.01.2009 по 31.03.2015 в качестве медицинской сестры в палате интенсивной терапии была тождественна работе в должности медицинской сестры палатной в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ РК "Беломорская центральная районная больница", произведена замена ответчика ГУ - Управление ПФР в Беломорском районе РК на правопреемника ГУ - Управление ПФР в г. Сегеже РК (межрайонное).
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ГУ - Управление ПФР в г. Сегеже РК (межрайонное) включить Герасимович А.Ф. в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.11.1998 по 28.11.1998 и с 08.01.2004 по 07.02.2004 общей продолжительностью 1 месяц 27 дней. Суд установил, что работа Герасимович А.Ф. в должности медицинской сестры палатной в блоке интенсивной терапии в МБУ "Беломорская центральная районная больница РК" и ГБУЗ Республики Карелия "Беломорская центральная районная больница" в период с 05.01.2009 по 31.03.2015 соответствовала (тождественна) работе в должности медицинской сестры палатной в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии учреждения. Суд также обязал ГУ - Управление ПФР в г. Сегеже РК (межрайонное) зачесть Герасимович А.Ф. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" и пп. "б" п. 5 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 период работы с 05.01.2009 по 31.03.2015 в должности медицинской сестры в блоке интенсивной терапии первичного сосудистого центра, медицинской сестры палатной блока интенсивной терапии и реанимации в МБУ "Центральная районная больница Беломорского района" (ГБУЗ РК "Беломорская центральная районная больница") в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев продолжительностью 09 лет 02 месяца 09 дней. С ответчиков в пользу истицы взысканы судебные расходы в равных долях по 150 руб. с каждого.
С данным решением не согласен ответчик ГУ - Управление ПФР в г. Сегеже РК (межрайонное), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы отражена позиция, изложенная в суде первой инстанции. Указывает на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Полагает, что переименование "блока интенсивной терапии" в "блок интенсивной терапии и реанимации" руководством и работниками ЦРБ проведено незаконно.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчики своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Истица в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена. Ее представитель Александров О.М., действующий по ордеру, по доводам жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 02.12.2015 Герасимович А.Ф., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 02.03.2016 N истице отказано в назначении пенсии по указанным основаниям по причине недостаточности требуемого стажа. В специальный стаж не были включены спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, так как их зачет не предусмотрен действующим законодательством; периоды работы в должности медицинской сестры в блоке интенсивной терапии первичного сосудистого центра и в должности медицинской сестры палатной первичного сосудистого отделения (блок интенсивной терапии и реанимации) зачтены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку полное наименование структурного подразделения не соответствует Списку N 781.
В специальный стаж истицы учтено 26 лет 06 месяцев 03 дня, при требуемом стаже 30 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (не применяется с 01.01.2015) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01.01.2015) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановление вступило в силу с 12.11.2002. Согласно Правилам, в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, входят должности медицинских сестер палатных отделений (групп, палат) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ (ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 01.02.2002) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Суд первой инстанции установил, что истица с 02.08.1989 работает в ГБУЗ РК "Беломорская ЦРБ" в должностях: медицинской сестры терапевтического отделения, медицинской сестры первичного сосудистого центра с 05.01.2009 по 30.09.2014, медицинской сестры первичного сосудистого отделения (блок интенсивной терапии и реанимации) с 01.10.2014 по 31.03.2015 и медицинской сестры палатной палаты интенсивной терапии и реанимации первичного сосудистого отделения с 01.04.2015 по настоящее время. В период с 05.01.2009 по 31.03.2015 трудовая деятельности истицы полностью соответствовала, то есть являлась тождественной работе медицинских сестер палатных отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Судом также установлено, что в периоды с 02.11.1998 по 28.11.1998 и с 08.01.2004 по 07.02.2004 истица направлялась работодателем в командировки на курсы повышения квалификации. Повышение квалификации (учеба, специализация, усовершенствование) являлось для истицы обязательным условием выполнения работы по специальности. В данные периоды за истицей сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 16 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что трудовая деятельность истицы в спорный период полностью соответствовала, то есть являлась тождественной работе медицинских сестер палатных отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных указанным выше Списком и должна засчитывается в специальный стаж в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год 06 месяцев).
Судебная коллегия полагает также верным, основанным на нормах трудового и пенсионного законодательства, вывод суда о включении в специальный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки судом первой инстанции, и по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 24 мая 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.