Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" Брылина Д.В. на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Нижнего Новгорода ФИО12 от 24 мая 2016 года МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, директор МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода"
ФИО6 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда. В обоснование жалобы указывает, что МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" не является надлежащим субъектом административного правонарушения, мероприятия по нанесению дорожной разметки на улично-дорожной сети города Нижнего Новгорода выполняются и финансируются по решению городской Думы
г. Нижнего Новгорода за счет утвержденных ежегодных бюджетов, проведенных аукционов и заключенных по их результатам муниципальных контрактов, Считает, что МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" как муниципальный заказчик на проведение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, предпринял все необходимые меры к исполнению обязательных требований в пределах представленных ему полномочий, что исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" ФИО6, защитников ФИО7, ФИО8 поддержавших доводы жалобы, а также просивших применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, представителя Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО13, не возражавшего о снижения наказания ниже низшего, в остальном жалобу оставить без удовлетворения, прихожу к следующему.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 300 000 рублей.
В силу п. п. 1, 2 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, з том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п. 6 ст. 13 данного Закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 6 ФЗ N 196-ФЗ от 10.12.1995 установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 мая 2016 года в 11 часов по адресу: "адрес", пр. "адрес", "адрес", МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" в нарушении п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, допустило отсутствие дорожной горизонтальной разметки на магистральных дорогах городского значения (улицах), в нарушении п. 4.2.2, п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 не приняло мер по ее восстановлению (нанесению), то есть не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
Поскольку данные обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ лицом на основании статьи 28.7 КоАП РФ определением от 11 мая 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно п. 2 Постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 03 июля 2012 года N 2620 "О создании МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" целью создания Учреждения является обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании "город Нижний Новгород", осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах уличной дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с п.п. "б" п.2.3.7 Изменений (дополнений) N 2 в Устав Муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожного движения г. Нижний Новгорода" предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому и сервисному обслуживанию технических средств организации дородного движения (ТСОДЦ), включая нанесение горизонтальной дорожной разметки.
В отношении Муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" составлен протокол об административном правонарушении от 18 мая 2016 года, в котором отражено нарушение МКУ "Центр организации дорожного движения г.Н. Новгорода" п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, и п. 4.2.2, п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93.
Постановлением от 24 мая 2016 года МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судья Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода исследовал представленные в материалы дела доказательства, счел их достаточными, оценил в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о виновности МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом суд правомерно исходил из того, что субъектом вменяемого правонарушения является именно МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода", поскольку на него возложены обязанности по содержанию автомобильных дорог в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.
Заключение муниципального контракта с подрядчиком на выполнение работ по содержанию дорог не освобождает МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" от необходимости осуществления контроля (надзора) за качеством выполненных работ и в целом за сохранностью автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, указанного в ст. 12.34 КоАП РФ, может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, установив факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, в отсутствие доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства.
Руководствуясь уставом МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода", согласно которому Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг, осуществления работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органа местного самоуправления в сфере организации дорожного движения в муниципальном образовании "город Нижний Новгород".
Целью создания является осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения; проектирование движения транспортных потоков (разработка проектов организации движения, схем организации движения и светофорного регулирования); разработка технических заданий на установку технических средств организации дорожного движения, а также их развитие и эксплуатация (светофорных объектов, дорожных знаков, указателей дорожной разметки и т.д.; нанесение горизонтальной дорожной разметки).
Суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления от 24 мая 2016 года о привлечении МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" к административной ответственности.
Доводы жалобы МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" направлены на переоценку выводов судьи первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают данные выводы, а повторяют прежнюю позицию защиты заявителя, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном решении, и поэтому не могут служить основанием для его отмены. Из обжалуемого решения усматривается, что вопросы о наличии события административного правонарушения, вине МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода", а также о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, исследованы судьей районного суда при рассмотрении материалов административного дела, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта и оспариваемого постановления административного органа в части назначенного МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" наказания.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:
"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Из представленных суду доказательств также следует, что у МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" имеется кредиторская задолженность в сумме 45 390 909, 67 рублей, а также согласно пояснений законного представителя в отношении МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" в общей сложности вынесено 7 постановлений о привлечении к административной ответственности и назначен штраф около 2 млн. рублей.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав позиции представителей сторон по делу, учитывая, что возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степени его социальной опасности, прихожу к выводу о наличии оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, руководствуясь положениями ст. 4.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 515-ФЗ, считает справедливым и обоснованным в рассматриваемом случае административный штраф в размере 150 000 рублей.
Указанный размер административного штрафа, является соответствующим характеру вменяемого административного правонарушения, назначен с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оспариваемые постановление административного органа и судебное решение подлежат изменению путем снижения назначенного МКУ "Центр организации дорожного движения
г. Нижнего Новгорода" наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода
от 18 июля 2016 года и постановление государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО14 от 24 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" изменить в части назначенной МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" меры наказания назначив наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части решение Сормовского районного суда
г. Нижнего Новгорода от 18 июля 2015 года, постановление государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО15 от 24 мая 2016 года оставить без изменения, а жалобу директора МКУ "Центр организации дорожного движения г. Нижнего Новгорода" ФИО6 без удовлетворения.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.