Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 29 апреля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Милицкого Г.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии - удовлетворить;
признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл "N" от 01 марта 2016 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Милицкому Г.И.;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Милицкого Г.И. период работы с 16 января 1985 года по 20 марта 1991 года в должности машиниста тепловоза на " ... "; с 06 мая 1991 года по 30 мая 1996 года в должности машиниста тепловоза в " ... " и назначить Милицкому Г.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента обращения с 19 февраля 2016 года;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл в пользу Милицкого Г.И. возврат госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Милицкий Г.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл (далее - УПФР в Волжском районе, ответчик) о признании незаконным решения "N" от 01 марта 2016 года об отказе в назначении ему досрочной пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы: с 16 января 1985 года по 20 марта 1991 года в должности машиниста тепловоза на " ... " с 06 мая 1991 года по 30 мая 1996 года в должности машиниста тепловоза в " ... " и назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения - с 19 февраля 2016 года.
В обоснование иска Милицкий Г.И. указал, что он не согласен с решением УПФР в Волжском районе в части отказа во включении в специальный стаж вышеуказанных периодов его работы. В эти периоды он выполнял работу машиниста тепловоза, которая была связана с тяжелыми условиями труда. Отказ в назначении пенсии считает незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Волжском районе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что истцом суду не представлено допустимых доказательств наличия собственного железнодорожного транспорта по месту его работы, по наблюдательным делам Волжского завода "Торгхолодмаш", Волжского ОДСК "Заря" должности машиниста тепловоза не поименованы. Справки, уточняющие особый характер работы истца и подтверждающие его постоянную занятость на этой работе, в материалы дела не представлены. Показания допрошенных свидетелей не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих характер работы истца в спорные периоды.
Заслушав представителя УПФР в Волжском районе Соловьеву О.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Милицкого Г.И., просившего оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не находит.
Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пункта 5 части 1 статьи 30 названного Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Подразделом 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен" раздела XXX "Транспорт" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены профессии машинистов и их помощников и старших машинистов: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций.
В силу подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Указанным Списком N 272 предусмотрены "машинисты и помощники машинистов тепловозов".
Судом установлено и это следует из материалов дела, что решением УПФР в Волжском районе "N" от 01 марта 2016 года Милицкому Г.И., "дата" года рождения, отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно, так как нет требуемого стажа работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Специальный стаж, признанный ответчиком, на момент обращения за назначением пенсии 19 февраля 2016 года составляет 2 года 9 месяцев 26 дней. В специальный стаж не включены периоды с 16 января 1985 года по 20 марта 1991 года - работа в должности машиниста тепловоза на " ... ", с 06 мая 1991 года по 30 мая 1996 года - работа в должности машиниста тепловоза в " ... " так как указанные организации не относятся к предприятиям, осуществляющим перевозки, и не имеется документов, подтверждающих наличие собственного железнодорожного транспорта.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог локомотивная бригада - это работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивом (железнодорожным подвижным составом, предназначенным для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов).
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 следует, что профессии машиниста тепловоза и помощника машиниста тепловоза отнесены к категориям профессий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, при этом подтверждения каких-либо дополнительных условий, в отличие от некоторых иных профессий, содержащихся Списке N 272, не требуется.
Согласно Разъяснениям Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов железнодорожного транспорта имеют право на пенсионное обеспечение на льготных условиях согласно разделу ХХХ Списка N 2 независимо от того, являются ли они работниками сети железных дорог Министерства путей сообщения или работниками внутризаводского железнодорожного транспорта какого-либо предприятия другого министерства или ведомства.
Из записей в трудовой книжке "N", выданной "дата", следует, что Милицкий Г.И. с 15 января 1985 года по 20 марта 1991 года работал в транспортном цехе машинистом тепловоза " ... " с 06 мая 1991 года по 30 мая 1996 года работал в должности машиниста тепловоза в " ... "
Из акта документальной проверки "N" от 22 апреля 2016 года следует, что на основании приказов по личному составу " ... " хранящихся в архивном отделе администрации городского округа " "адрес"", Милицкий Г.И. приказом "N" от 15 января 1985 года был принят в транспортный цех машинистом тепловоза с 15 января 1985 года, с 13 марта 1990 года переведен машинистом тепловоза в железнодорожный цех, с 20 марта 1991 года уволен по собственному желанию. На основании лицевых счетов Милицкий Г.И. значится в должности машиниста тепловоза, совмещаемых профессий нет, ученические отпуска, курсы повышения квалификации не прослеживаются.
Актом документальной проверки "N" от 22 апреля 2016 года подтверждается, что на основании приказов по личному составу " ... " хранящихся в архивном отделе администрации городского округа " "адрес"", Милицкий Г.И. приказом "N" от 29 апреля 1991 года был принят на склад готовых изделий машинистом тепловоза с 06 мая 1991 года, с 30 мая 1996 года уволен по собственному желанию. На основании лицевых счетов Милицкий Г.И. значится в должности машиниста тепловоза, совмещаемых профессий нет, ученические отпуска, курсы повышения квалификации не прослеживаются.
Установив, что трудовая деятельность истца в спорные периоды проходила в должности машиниста тепловоза на транспортных участках, напрямую связанных с перевозкой грузов по железной дороге, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Милицкого Г.И. о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие документов, подтверждающих полную занятость истца на работах в спорные периоды, а также отсутствие справок, уточняющих особый характер работ или условия труда, не могут повлиять на правильность сделанного судом вывода. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе архивные данные, достоверно подтверждает факты работы истца в должности машиниста тепловоза в организациях, которые к настоящему времени прекратили свою деятельность. При этом документов, свидетельствующих о том, что в спорные периоды истец не работал, либо работал на условиях неполного рабочего времени ответчиком не представлено.
С учетом указанных обстоятельств доводы жалобы об отсутствии доказательств наличия собственного железнодорожного транспорта по месту работы истца отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Довод апелляционной жалобы о недопустимости использования в качестве доказательств в подтверждение характера работы и специального стажа свидетельских показаний в силу части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" отмену решения суда не влечет, так как решение суда первой инстанции не было основано исключительно на показаниях свидетелей. Удовлетворяя исковые требования, суд оценил показания свидетелей с учетом анализа письменных доказательств, свидетельские показания лишь дополняют обстоятельства дела, установленные письменными доказательствами.
Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии - 19 февраля 2016 года Милицкий Г.И., "дата" года рождения, достиг возраста 57 лет, специальный стаж его работы составляет более 12 лет 6 месяцев, продолжительность страхового стажа более 25 лет, следовательно, он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.