Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Егошина Г.Я. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Йошкар-Олы, действующего в интересах Егошина Г. Я., к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Йошкар-Олы в интересах Егошина Г.Я. обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором просил обязать ответчика предоставить Егошину Г.Я. вне очереди благоустроенное применительно к условиям городского округа "Город Йошкар-Ола" жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. В обоснование иска указал, что Егошин Г.Я. является собственником " ... " доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". "дата" межведомственной комиссией по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола (далее - Межведомственная комиссия) выявлены основания для признания вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания. Постановлением мэра г. Йошкар-Олы от "дата" указанный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В нарушение требований закона администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" вопрос о расселении дома, в котором проживает Егошин Г.Я., не решен.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Егошин Г.Я. оспаривает решение суда, полагая необоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении его исковых требований по мотиву отсутствия решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании истца малоимущим и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что он, будучи инвалидом, подлежит обеспечению жильем на условиях социального найма вне зависимости от имущественного положения и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Егошина Г.Я., поддержавшего жалобу, прокурора Полозовой Т.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл" в статье 2 установлен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из дела видно, что Егошин Г.Я. является собственником " ... " доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
"дата" Межведомственной комиссией выявлены основания для признания вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания. Постановлением мэра г.Йошкар-Олы от "дата" указанный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Егошин Г.Я. в установленном Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл" порядке малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения признан не был, на учете граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" не состоит.
С учетом вышеприведенных условий, необходимых в силу закона для обеспечения гражданина, жилое помещение которого признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, жилым помещением муниципального жилищного фонда на условиях социального найма во внеочередном порядке, обстоятельств данного дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для возложения на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности предоставить истцу жилое помещение на условиях социального найма во внеочередном порядке. При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что наличия одного лишь факта признания жилого помещения истца непригодным для проживания и подлежащим сносу недостаточно для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления его малоимущим в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы Егошина Г.Я. об обратном судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Утверждения заявителя жалобы о наличии у ответчика обязанности обеспечить его жильем по договору социального найма во внеочередном порядке и в отсутствие юридических фактов его малоимущности и нуждаемости в жилом помещении по той причине, что он является инвалидом и в связи с этим относится к категории граждан, обеспечение жильем которых законом не связывается с их имущественным положением, судебной коллегией отклоняются.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями на условиях социального найма также при условии их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям (статья 51).
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егошина Г. Я. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.