Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Лелекова Н.Г. и Соснина А.Е.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 мая 2016 года, которым постановлено признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке Коваленко В. И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать ФСИН России поставить Коваленко В. И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с "дата" 2013 года с составом семьи из 2 человек. Взыскать с ФСИН России в пользу Коваленко В. И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коваленко В.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором просил признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 42 кв.м на семью из двух человек. В обоснование иска указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе. "дата" в соответствии с приказом "N" он был уволен из уголовно-исполнительной системы, общая продолжительность его службы в указанной системе составила более 10 лет. В период прохождения службы в 2013 году Коваленко В.И. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата). Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от "дата" (выписка из протокола "N") Коваленко В.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Между тем какого-либо ухудшения жилищных условий своей семьи истец не совершал, в связи с чем полагает указанный отказ комиссии ФСИН России незаконным. Истец и его дочь жилых помещений в собственности, а также занимаемых по договору социального найма не имеют.
В ходе рассмотрения дела Коваленко В.И. отказался от исковых требований к УФСИН России по Республике Марий Эл, определением суда первой инстанции от 12 мая 2016 года производство по делу в части исковых требований Коваленко В.И. к УФСИН России по Республике Марий Эл прекращено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Коваленко В.И., указывая на неверное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе приводит доводы, аналогичные указанным в иске.
В отзыве на апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл просит апелляционную жалобу ФСИН России удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Коваленко В.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителя истца Лузан Л.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Вопросы предоставления лицам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной систем, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) регламентированы статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В силу части 1 названной статьи Федерального закона право на единовременную социальную выплату имеет сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении. При этом, исходя из части 7 названной статьи Федерального закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты
Частью 3 статьи 4 Федерального закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты согласно части 6 статьи 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Во исполнение части 6 статьи 4 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из дела видно, что Коваленко В.И. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в звании " ... " в должности " ... ". На основании приказа врио начальника УФСИН России по Республике Марий Эл от "дата" "N" Коваленко В.И. уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "б" части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от "дата" "N". Общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет " ... ".
"дата" Коваленко В.И. подал рапорт на имя директора ФСИН России о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из двух человек ( Коваленко В.И., дочь Коваленко Н.В.). Решением комиссии ФСИН России от "дата" Коваленко В.И. в соответствии с пунктом 12 Правил отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Как следует их выписки из протокола "N" заседания комиссии ФСИН России от "дата", Коваленко В.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Однако в данном протоколе не указано, какие конкретно действия истца в 2013 году квалифицированы комиссией в качестве повлекших ухудшение его жилищных условий, и в чем заключалась намеренность таких действий применительно к правовому регулированию, закрепленному в части 8 статьи 4 Федерального закона.
Между тем, истец и его дочь жилых помещений в собственности, а также занимаемых по договору социального найма не имеют; членами семьи собственников жилых помещений, которые указаны в протоколе "N" заседания комиссии ФСИН России от "дата", Коваленко В.И. и его дочь не являлись и не являются, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Поскольку на иные обстоятельства, препятствующие постановке Коваленко В.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты, ответчик при рассмотрении дела не ссылался, суд первой инстанции правильно признал решение комиссии ФСИН об отказе в постановке истца с дочерью на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Коваленко В.И. с составом семьи из 2 человек на указанный учет.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, положенную ответчиком в основу оспариваемого истцом отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и в основу возражений относительно заявленного Коваленко В.И. иска, они не опровергают выводов суда и поэтому не влекут его отмену.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Петрова
Судьи Н.Г.Лелеков
А.Е.Соснин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.