Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Апчаева А. В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска
Апчаева А.В. об оспаривании решения призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением призывной комиссии городского округа
"Город Йошкар-Ола" от 29 апреля 2015 года (протокол "N"/у) Апчаев А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Не согласившись с решением, Апчаев А.В. обратился в
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола", Военному комиссариату Республики Марий Эл о признании указанного решения незаконным и просил обязать выдать военный билет.
В обоснование требований указал, что повесток о явке на мероприятия по призыву не получал, от прохождения военной службы не уклонялся, ранее имел отсрочки от призыва на военную службу.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Апчаева А.В. Фадеев М.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права и недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии законных оснований не прохождения военной службы.
Военным комиссариатом Республики Марий Эл и призывной комиссией городского округа "Город Йошкар-Ола" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, Апчаев А.В. в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Апчаева А.В. Фадеева М.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Военного комиссариата Республики Марий Эл Шишкина В.В., представителя призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" Ходыкина А.В., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия, рассмотрев административное дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от
28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года
N 53-ФЗ предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас после 1 января 2014 года необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований.
Установлено, что Апчаев А.В., родившийся 19 сентября 1987 года, в октябре 2005 года принят Военным комиссариатом г. Йошкар-Олы на воинский учет и подлежал призыву на военную службу.
При прохождении Апчаевым А.В. медицинского освидетельствования 21 января 2004 года, 29 июня 2012 года, 22 октября 2012 года и
16 мая 2013 года он признан годным к прохождению военной службы, категория годности А-1.
В соответствии с абзацем 2 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ Апчаеву А.В. на период обучения в ФГОУ СПО " " ... "" предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2008 года (решение призывной комиссии от 2 ноября 2005 года).
Повторно в связи с обучением отсрочка Апчаеву А.В. предоставлена согласно решению призывной комиссии от 2 мая 2007 года (протокол N2) в соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона на период обучения в Казанском архитектурно-строительном институте до 1 июля 2012 года (согласно нормативному сроку освоения основных образовательных программ).
Решением призывной комиссии от 6 мая 2013 года (протокол "N") Апчаеву А.В. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, в связи с признанием временно негодным к военной службе по состоянию здоровья, предоставлялась отсрочка до 1 октября 2013 года.
Таким образом, с 1 октября 2013 года у Апчаева А.В. не имелось законных оснований для не прохождения военной службы по призыву.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, отраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", заключение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, должно быть вынесено на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Судом первой инстанции исследовано личное дела призывника Апчаева А.В., согласно которому в указанный период призывнику неоднократно направлялись и доставлялись повестки на различные мероприятия по призыву (л.д. 40-44), предпринимались попытки известить призывника по телефону (15, 21, 31 октября, 5, 13, 26 и 27 ноября 2013 года).
Невозможность вручить повестки и известить призывника иным образом подтверждается имеющимися в материалах дела докладными записками (от 25 октября, 5, 17 и 18 ноября 2013 года и 7 мая 2014 года), сведениями листка учета мероприятий по розыску призывника.
Кроме того, при оценке фактических обстоятельств дела суд обоснованно учел неисполнение Апчаевым А.В. обязанностей по воинскому учету, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, подпунктом "г" пункта 50 раздела IX постановления Правительства РФ N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" об обязанности граждан, подлежащих воинскому учету, в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства об изменении сведений об образовании, месте работы или должности, месте жительства, поскольку Апчаев А.В. не сообщал о продолжении после 1 июля 2012 года обучения в очной форме в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, фактическом месте жительства в связи с обучением в другом субъекте Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Отказав Апчаеву А.В. в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно принял во внимание, что срок обжалования решения призывной комиссии пропущен заявителем на 8 месяцев и отсутствие доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо объективных, независящих от призывника обстоятельств, обусловивших не прохождение Апчаевым А.В. военной службы по призыву и о наличии установленных законодательством оснований для принятия призывной комиссией городского округа "Город Йошкар-Ола" оспариваемого решения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу Апчаева А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.