Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Весёлой И.Н.,
судей Редько Е.П., Вениченко О.В.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "данные изъяты" района в интересах неопределенного круга лиц к администрации "данные изъяты" сельсовета о понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе ответчика администрации "данные изъяты" сельсовета на решение Ширинского районного суда от 16 мая 2016 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения представителя ответчика Ашуркина С.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации "данные изъяты" сельсовета об обязании представить в орган кадастрового учета карты (плана) объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны в отношении находящихся в собственности администрации "данные изъяты" сельсовета воздушных линий и отпайки воздушной линии, трансформаторных подстанций, канализации и канализационных очистных сооружений, зданий котельных, водопроводных сетей, напорного коллектора, самотечного коллектора, тепловой сети, трассы водоснабжения. Указывал, что в нарушение требований действующего законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости администрация "данные изъяты" сельсовета в орган кадастрового учета карту (план) объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны не направила. Пояснял, что отсутствие на публичной кадастровой карте указанных сведений влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации.
В судебном заседании представитель истца Гранкин Д.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Ашуркин С.Е. исковые требования не признал, пояснял, что карта (план) объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны не была разработана и направлена в орган кадастрового учета недвижимости ввиду отсутствия в бюджете сельсовета денежных средств.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Ширинского районного суда от 16 мая 2016 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал администрацию "данные изъяты" сельсовета "данные изъяты" устранить нарушения земельного законодательства, а также законодательства о государственном кадастре недвижимости путем предоставления в орган кадастрового учета: карты (плана) объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки, содержащей информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации; текстового и графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны в отношении определенных объектов.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Ашуркин С.Е., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора. Ссылаясь на доводы и основания возражений, приведенных в суде первой инстанции, поясняет, что обязание администрации совершить указанные в решении действия влечет финансовые затраты. Цитируя ст. 10, 12, 132 Конституции Российской Федерации, а также нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что суд данным решением фактически возложил на орган местного самоуправления обязанность принять нормативные акты, касающиеся местного бюджета, что противоречит положениям закона.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор "данные изъяты" района Стонт Д.Л. просит решение оставить без изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, границах особых экономических зон, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также о геодезической основе кадастра. Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации.
Решением Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден проект генерального плана, совмещенного с проектом планировки "данные изъяты" и "данные изъяты" (л.д. 10).
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об установлении или изменении границ населенного пункта; об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; об утверждении правил землепользования и застройки.
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (ч. 5 ст. 15 Закона о кадастре).
Судом первой инстанции установлено, что администрация "данные изъяты" сельсовета возложенные на нее обязанности по представлению в орган кадастрового учета карты (плана) объекта землеустройства, сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий для внесения в государственный кадастр недвижимости не исполнила.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено. В судебном заседании глава администрации "данные изъяты" сельсовета Ашуркин С.Е. данный факт не оспаривал.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, правильно определив круг обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования прокурора. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что у администрации "данные изъяты" сельсовета отсутствуют денежные средства на предоставление в орган кадастрового учета соответствующих документов, не может освободить ответчика от обязанностей, предусмотренных законом.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции фактически возложил на орган местного самоуправления обязанность принять нормативные акты, касающиеся местного бюджета, основана на неверном толковании норм права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалованной части принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ширинского районного суда от 16 мая 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации "данные изъяты" сельсовета - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Весёлая И.Н.Редько Е.П.Вениченко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.