Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Петровой М. рассмотрев административное исковое заявление Ивахненко Алисы Юрьевны к Правительству Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению " Федеральная кадастровая палата " Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в лице филиала ФГБУ " ФКП Росреестра " по Астраханской области, Агентству по управления государственным имуществом Астраханской области, Администрации МО " ЗАТО Знаменск Астраханской области " об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Ивахненко А. Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу "адрес", площадью "данные изъяты". м., кадастровый N. Постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N-П " Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области " утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области. Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена равной "данные изъяты", дата определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ. Для оценки рыночной стоимости земельного участка она обратилась к "данные изъяты" ". ДД.ММ.ГГГГ составлен отчет N, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" рублей. Также была проведена экспертиза на соответствие указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация " Деловой союз оценщиков " изготовило положительное экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что отчет соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценки. Ивахненко А. Ю. указала, что в расчете арендной платы кадастровая стоимость земельного участка является определяющей величиной. Ивахненко А. Ю. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу "адрес"), площадью "данные изъяты" кв. м., кадастровый N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель Ивахненко А. Ю. - Захарьяева Н. Б. требования административного искового заявления поддержала. Представитель Правительства Астраханской области - Бакаев Т. А. просил в удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации " результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу частей 1 и 2 статьи 24. 19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24. 19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно пункту 2. 4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость данного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта Астраханской области утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П " Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области ". Данные результаты определены по состоянию на 1 января 2013 года.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу "адрес" площадью "данные изъяты" кв. м., кадастровый N поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ N и межевого плана
Актом от той же даты кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с приведенным постановлением Правительства Астраханской области от 25 декабря 2013 года N 584-П " Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области ".
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года, земельный участок включен быть не мог.
В этой связи рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:13:010104:168 должна быть определена в соответствии со статьей 24. 19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Ивахненко А. Ю. к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 24 сентября 2015 года.
Поскольку датой постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу "адрес" площадью "данные изъяты" кв. м., кадастровый N, является ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, датой, по состояние на которую должна определяться кадастровая стоимость, является - ДД.ММ.ГГГГ, однако, представленный отчет о рыночной стоимости земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Независимой оценочной компанией г "данные изъяты", выполнен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит Закону об оценочной деятельности.
Определение же такой стоимости по состоянию на 24 сентября 2015 года не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка.
Абзацем 7 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости " разъяснено, что если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставляет заявление без рассмотрения.
Определением Астраханского областного суда от 25 июля 2016 года административному истцу был представлен срок для исправления нарушений до 11 августа 2016 года.
В судебном заседании представителем заявителя не представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 28 сентября 2015 года и положительное экспертное заключение на него, следовательно, выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения не были исправлены, что является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
Суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что судом был представлен не разумный срок для исправления нарушений. Из пояснений представителя административного истца видно, что в "данные изъяты" для составление нового отчета они обратились только 4 августа 2016 года, получение новой кадастровой справки по истечение 5 дней с момента ее изготовления, не является основанием для признания данного срока неразумным.
Кроме того, действующий Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает такого основания для отложения производства по делу, как невозможность подготовки отчета до определенной даты.
При этом заявитель не лишен права на обращение в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением указанных документов.
Руководствуясь статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
административное исковое заявление Ивахненко Алисы Юрьевны к Правительству Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению " Федеральная кадастровая палата " Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в лице филиала ФГБУ " ФКП Росреестра " по Астраханской области, Агентству по управления государственным имуществом Астраханской области, Администрации МО " ЗАТО Знаменск Астраханской области " об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение 15 дней.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.