Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Осадчук И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N--
по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва Мацая А.Н. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 от 12 августа 2016 года N 8/28-10 "Об отказе в регистрации А.Н. Мацаю кандидатом в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10, выдвинутого в порядке самовыдвижения"
установил:
административный истец Мацай А.Н. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 от 12 августа 2016 года N 8/28-10 "Об отказе в регистрации А.Н. Мацаю кандидатом в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10, выдвинутого в порядке самовыдвижения".
В обоснование требований административный истец ссылался на нарушения при принятии оспариваемого постановления положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 8 статьи 58 Закона Астраханской области от 05 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области", поскольку ему своевременно не были вручены копии решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, итогового протокола проверки подписных листов, официальных документов, на основании которых подписи в подписных листах признаны недостоверными (недействительными), а также решение избирательной комиссии не содержит оснований отказа, установленных пунктами 1-14 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области.
По мнению административного истца, указанные нарушения затрагивают его права, поскольку такие действия окружной избирательной комиссии не позволили ему стать зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 Амелина Л.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку основанием для принятия оспариваемого постановления послужило несоблюдение кандидатом при сборе подписей действующего законодательства. Постановление принято избирательной комиссией в рамках установленной компетенции, определенной нормами как Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так и Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области". Допущенные комиссией нарушения сроков вручения административному истцу копий документов не свидетельствуют о незаконности принятого постановления.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Осадчук И.К., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Думы Астраханской области от 16 июня 2016 года N 324/6 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Думы Астраханской области шестого созыва.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи),
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона названы основания отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований, предусмотренным подпунктом "д", является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Думы Астраханской области регулируется Законом Астраханской области от 05 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области" содержащим аналогичное основание отказа в регистрации кандидата (пункт 5 части 8 статьи 58).
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными установлены статьей 57 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области".
Частью 2 статьи 53 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области" предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу необходимо представить подписи избирателей в количестве 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Для регистрации кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Мацая А.Н. в окружную избирательную комиссию необходимо было представить 838 подписей избирателей. Кандидатом представлено 920 подписей избирателей на 186 подписных листах.
Из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Мацая А.Н. от 09 августа 2016 года следует, что из 920 представленных и проверенных подписей избирателей 350 подписей избирателей признаны недействительными.
Рабочей группой установлено, что подписи избирателей недействительны по следующим основаниям:
- подписи собраны с участием членов избирательной комиссии с правом решающего голоса - 319;
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе - 2;
- подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с законом, либо без указания даты собственноручного внесения подписи в подписной лист - 11;
- подписи с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены - 4;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены - 4;
- подписи избирателей в подписных листах, содержащих в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и в дате внесения подписи указанным лицом, исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей - 10.
В силу пункта 10 части 10 статьи 57 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области" недействительными признаются подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона, согласно которой участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается и подписи, собранные с нарушением этого положения закона, являются недействительными.
Постановлением Избирательной комиссии Астраханской области от 11 декабря 2015 года N 190/1116-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Икрянинского района Астраханской области, постановлением от 09 июня 2016 года N 203/1207-5 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Астраханской области шестого созыва возложены на иные избирательные комиссии, в том числе по одномандатному избирательному округу N 10 на ТИК Икрянинского района Астраханской области.
Согласно постановлениям Территориальной избирательной комиссии Икрянинского района Астраханской области от 26 марта 2013 года N 34/295-4, от 25 августа 2015 года N 74/500-4 и N 74/498-4 членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса избирательных участков с N 901 по N 942, образованных на территории Икрянинского района назначены Д., З,, К., М.
В ходе исследования в судебном заседании подписных листов в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Мацая А.Н. установлено, что подписные листы удостоверены членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, осуществлявшими сбор подписей избирателей, что послужило основанием для признания недействительными 319 подписей избирателей.
Кроме того, установлено, что 31 подпись избирателей в силу части 10 статьи 57 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области" является недействительной, в связи тем, что отобраны подписи у лиц, не обладающих активным избирательным правом (пункт 2), не указаны сведения, требуемые в соответствии с Законом (пункт 4), подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (пункт 6), подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт 7).
Факт недействительности 350 подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата в депутаты Мацая А.И., подтверждается и ведомостью проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку кандидата Мацая А.Н., копия которой приобщена к материалам дела.
Таким образом у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 имелись законные основания для отказа в регистрации Мацая А.Н. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Проверка подписных листов проведена окружной избирательной комиссией с соблюдением процедуры и требований, предусмотренных статьей 57 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области".
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 8 - 10 статьи 58 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области", иных требований, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 по выборам депутатов Думы Астраханской области шестого созыва N 8/28-10 от 12 августа 2016 года следует, что на основании статей 13 и 58 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области" отказано в регистрации кандидата в связи с признанием недействительными 350 подписей избирателей из проверенных 920 подписей избирателей. В статье 58 Закона Астраханской области "О выборах депутатов Думы Астраханской области" одним из оснований отказа в регистрации указано на недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (часть 8 пункт 5), в связи с чем нельзя согласиться с доводом административного истца об отсутствии в оспариваемом постановлении указаний на основания для отказа в регистрации кандидата.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, оснований для отмены постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 по выборам депутатов Думы Астраханской области шестого созыва N 8/28-10 от 12 августа 2016 года "Об отказе в регистрации Мацая А.Н. кандидатом в Думы Астраханской области шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения" не имеется.
Административным истцом фактически не оспариваются установленные нарушения, допущенные при оформлении подписных листов, содержащих подписи избирателей в его поддержку как кандидата в депутаты Думы Астраханской области. При этом он указывает, что будучи действующим депутатом Совета муниципального образования "Оранжерейнинский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области он не знал и не мог знать о том, что лица, осуществляющие сбор подписей в его пользу, являются членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Однако ответственность за предоставление документов, а также за полноту и достоверность содержащихся в них сведений, оформление представляемых документов требованиям закона несет именно кандидат. При этом, исходя из презумпции общеизвестности опубликованных нормативных правовых актов, кандидат, намеревающийся принять участие в выборах и осуществить сбор подписей в свою поддержку, должен знать о правилах оформления подписных листов и сбора подписей, а также о размещении сведений о членах избирательных комиссий. Ссылка на неосведомленность и обязанность представления избирательной комиссией сведений о членах избирательных комиссий, является необоснованной.
Административный истец полагает, что постановление окружной избирательной комиссии подлежит отмене в связи с несоблюдением установленной законом процедуры вручения ему как кандидату необходимых копий документов, в частности, копии решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, итогового протокола проверки подписных листов, официальных документов, на основании которых подписи в подписных листах признаны недействительными.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что административный истец извещен о графике работы рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 10, 09 августа 2016 года ему направлено извещение о выявленных недостатках в документах им представленных, на заседании рабочей группы 09 августа 2016 года он не присутствовал.
Повестка окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 на 12 августа 2016 года направлена административному истцу 10 августа 2016 года с предложением получения копии итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10. Итоговый протокол от 09 августа 2016 года получен административным истцом 12 августа 2016 года.
Приведенные обстоятельства не являются безусловным основанием для принятия решения о регистрации кандидата, их нельзя признать существенными, и влекущими за собой отмену решения избирательной комиссии, поскольку после сдачи подписных листов кандидатом в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 10, никакие изменения в них уже не могут быть внесены. О времени и месте проверки подписных листов Мацай А.Н. извещен, что не препятствовало его явке в избирательную комиссию и своевременному получению итогового протокола.
Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 от 12 августа 2016 года N 8/28-10 вручено административному истцу лишь 15 августа 2016 года. Из объяснений представителя административного ответчика следует, что данное нарушение комиссией допущено по причине сильной загруженности. Однако, несоблюдение срока вручения постановления не является основанием к отмене данного постановления.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва Мацая А.Н. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 от 12 августа 2016 года N 8/28-10 "Об отказе в регистрации А.Н. Мацаю кандидатом в депутаты Думы Астраханской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 10, выдвинутого в порядке самовыдвижения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Астраханский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.