Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Коробченко Н.В.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Губернаторова Ю.Ю.,
при секретаре Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО7, апелляционной жалобе начальника управления образованием муниципального образования "Ахтубинский район" Лаптиева А.А. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 мая 2016 года по делу по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район", администрации муниципального образования "Ахтубинский район", управлению образованием муниципального образования "Ахтубинский район"о возложении обязанности по обеспечению учебной литературой,
установила:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд, указав, что в ходе проверки по вопросу бесплатного обеспечения учебниками и учебными пособиями в деятельности учебных заведений Ахтубинского района Астраханской области установлено, что в нарушение действующего законодательства муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" не обеспечило наличие учебников, учебных пособий по всем учебным предметам основной образовательной программы в полномобъеме, оснащение образовательного процесса в 2015-2016 учебном году. Обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями на 2015-2016 учебный год составляет: 7-х классов обеспечены на 41,7%, 8-х классов - на 33,5%, 9-х классов - 94,1 %, 11-х классов - 53% (занимаются не по ФГОС). Выявленные нарушения требований законодательства об образовании недопустимы и подлежат незамедлительному устранению, поскольку неисполнение учебным заведением своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами образовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся. У муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" отсутствуют собственные финансовые средства для обеспечения наличия учебников, учебных пособий по всем учебным предметам основной образовательной программы для всех учащихся школы, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в связи с чем, данная обязанность возлагается на собственника ее имущества и учредителя администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" в лице управления образованием.
В судебном заседании представитель истца прокурор Ахтубинского городского прокурора ФИО4 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенными в исковом заявлении.
Представители администрации муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО5, управления образованием администрации муниципального образования " "адрес"" ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" не явился, о слушании дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела не предоставлял.
Представитель Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 мая 2016 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "Ахтубинский район", управление образованием администрации муниципального образования "Ахтубинский район" обеспечить выделение денежных средств для полного укомплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы для учащихся всех классов школы в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; обязал муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" после выделения денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда.
В апелляционных жалобах глава муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО7 и начальник управления образованием муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО8 ставят вопрос об отмене решения суда в виду его незаконности и необоснованности, нарушения судом норм материального права, указав, что обязанность осуществления финансирования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств областного бюджета лежит на Министерстве образования и науки Астраханской области, которое не выполнило в полном объеме полномочия по финансированию образовательного процесса. Кроме того, глава администрации муниципального образования считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На заседание судебной коллегии представители администрации муниципального образования "Ахтубинский район", управления образованием администрации муниципального образования "Ахтубинский район", муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район", министерства образования и науки Астраханской области не явились, о слушании дела извещены надлежаще, ходатайства об отложении слушания дела не представляли. В материалах дела имеется ходатайства представителей управления образованием администрации муниципального образования "Ахтубинский район" имуниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" о рассмотрении дела в их отсутствии. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав прокурора ФИО9, возражавшую относительно апелляционных жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражении относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Право прокурора обратится в суд с иском установлено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу частей 2 и 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статья 5 данного Федерального закона гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Статьей 35 указанного Федерального закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
На основании статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательныхпрограмм в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу статьи 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Установив факт неполной обеспеченности учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" бесплатной учебной литературой и учебными пособиями, суд первой инстанции обоснованно исходя из приведенных выше положений действующего законодательства возложил на общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, а на администрацию муниципального образования "Ахтубинский район", управление образования администрации муниципального образования "Ахтубинский район" обязанность по обеспечению указанногоучреждения денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда данного учреждения.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, Ахтубинской городской прокуратурой в сентябре 2015 года по обращению депутата Думы Астраханской области ФИО10 в интересах ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 по вопросу нарушения права на образование в части бесплатного обеспечения учебниками и учебными пособиями их детей, была проведена проверка.
В ходе проверки установлен факт несоответствия количества учебников и учебными пособиями, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного образовательного процесса.
Согласно информации директора муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" учащиеся школы (7-9, 11 классов, обучение не по ФГОС) не в полном объеме обеспечены учебной литературой, определенными учебниками и учебными пособиями: 7-х классов обеспечены на 41,7%, 8-х классов - на 33,5%, 9-х классов - 94,1 %, 11-х классов - 53%.
Судом установлено, что у образовательного учреждения отсутствуют собственные финансовые средства для обеспечения наличия учебников, учебных пособий по всем учебным предметам основной образовательной программы для всех учащихся школы.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что на день вынесения решения учебники и учебные пособия в требуемом объеме в образовательное учреждение не поступили, такая потребность осталась, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
В силу вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками, в обязанности которых входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9" муниципального образования "Ахтубинский район" учебными материалами по основной образовательной программе, поскольку учащиеся указанной школы не обеспечены бесплатными учебниками и учебными пособиями в необходимом объеме.
Не опровергнуты данные выводы суда и на заседании судебной коллегии.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определилюридически значимые обстоятельства и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права; решение является законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованном возложении на администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" и управление образования администрации муниципального образования "Ахтубинский район" обязанности по обеспечению образовательного учреждения денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда, являются несостоятельными, не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Устава муниципального образования "Ахтубинский район" к вопросам местного значения Ахтубинского района отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Астраханской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ахтубинского района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На основании пункта 1 статьи 11 Положения об Управлении образованием администрации муниципального образования "Ахтубинский район", утвержденного решением Совета муниципального образования "Ахтубинский район" от 29 марта 2012 года N 11, основной задачей Управления образованием является реализация на территории муниципального образования "Ахтубинский район" полномочий по решению следующих вопросов местного значении: организация предоставления общедоступного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Распределяет доведение главным распорядителем бюджетные ассигнования лимиты и объемы финансирования между получателями средств, находящимися в ведении Управления. Осуществляет иные функции, связанные с организацией предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования на территории муниципального образования "Ахтубинский район". Обеспечивает создание и развитие единой образовательной информационной среды по следующим направлениям: а) внедрение в образовательный процесс новых информационных и коммукационных технологий; б) формирование муниципальных образовательных информационных ресурсов, включающих комплекс электронных средств поддержки учебного процесса, учебно-методическую информацию, программное обеспечение (пункты 7, 11, 20 статьи 12).
В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Учредителем бюджетного образовательного учреждения является администрация муниципального образования "Ахтубинский район". Координацию, регулирование деятельности и контроль за деятельностью образовательного учреждения осуществляет управление по делам образования и здравоохранения Астраханской области.
За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в том числе для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.).
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение Министерством образования и науки Астраханской области полномочий по финансированию образовательного процесса, является несостоятельным, так как финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы главы администрации муниципального образования "Ахтубинский район" о неправомерности рассмотрения дела по правилам искового производства, поскольку спор подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не может служить основанием для отмены судебного постановления.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Учитывая, субъектный состав и характер заявленных прокурором требований в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также, что из содержания иска изначально усматривался гражданско-правовой спор об осуществлении правна общедоступное и бесплатное образование, при этом требование об оспаривании бездействия органа местного самоуправления заявлено не было, следовательно, данный иск правомерно рассмотрен судом первой инстанции в исковом порядке.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно пунктам 3, 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения; правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного решения, то решения суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО7, апелляционную жалобу начальника управления образованием муниципального образования "Ахтубинский район" ФИО8 - без удовлетворения.
Согласовано.
Судья _________________Ю.А. Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.