Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Белякова А.А.,
судей областного суда: Авериной Е.Г., Мальмановой Э.К.,
при секретаре: Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области на решение Володарского районного суда Астраханской области от 16 июня 2016 года по иску Туякбасаровой С.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, отпусков по уходу за ребенком и назначении досрочной страховой пенсии,
установила:
Туякбасарова С.Б. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в Володарском районе, указав, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием необходимого стража, из подсчета которого исключен периоды ее работы в "данные изъяты" в должности санитарки инфекционного отделения с 02.04.1986г. по 19.05.1993г ... С учетом последующего уточнения исковых требований, Туякбасарова С.Б. просила суд включить в ее специальный стаж периоды работы в должности санитарки инфекционного отделения "данные изъяты" с 02.04.1986г. по 31.10.1987г., с 22.02.1989г. по 17.07.1990г., с 17.09.1991г. по 15.10.1991г., с 17.05.1993г. по 19.05.1993г., а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 01.11.1987г. по 21.02.1989г., с 18.07.1990г. по 16.09.1991г., с 16.10.1991г. по 16.05.1993г., обязать ГУ УПФ РФ в Володарском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 22.01.2016г. и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Туякбасарова С.Б. и ее представитель адвокат ФИО10 иск поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в Володарском районе ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 16 июня 2016 года требования Туякбасаровой С.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Володарском районе ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности необоснованности, указывая, что согласно нормам действующего пенсионного законодательства, указанные периоды не подлежат зачету в льготный стаж истца. Помимо этого в жалобе указывается на незаконность взыскания с ответчика расходов по оплате госпошлины, поскольку в соответствии налоговым законодательством и Положением о Пенсионном фонде, ответчик является государственным учреждением и выполняет функции органа государственной власти и управления, обращаются в суды в защиту государственных интересов, в связи с чем, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Заслушав докладчика, представителя ГУ УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области ФИО11, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Туякбасарову С.Б. и ее представителя адвоката ФИО10, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им (женщинам) назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (55 лет), на один год за каждые 2 года такой работы.
Как следует из материалов дела Туякбасарова С.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ в Володарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением работ в тяжелых условиях труда.
Решением ГУ УПФ РФ в Володарском районе N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии истцу отказано, виду отсутствия необходимого специального стажа. Как следует из решения период работы Туякбасаровой С.Б. в должности санитарки инфекционного отделения ГБУЗ АО "Володарская РБ" с 02.04.1986г. по 19.05.1993г. не включен в подсчет специального стажа, в связи с тем, что согласно представленным документам непосредственное обслуживание больных в инфекционном отделении не прослеживается.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части отказа и включении в специальный Туякбасаровой С.Б. периода ее работы в должности санитарки инфекционного отделения ГБУЗ АО "Володарская РБ" с 02.04.1986г. по 19.05.1993г.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств и профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. N 1173, предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались младший медицинский персонал, работающий в инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". Указанный Список N 2 предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение работникам, непосредственно обслуживающим больных, в том числе работникам непосредственно обслуживающим больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000а раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения").
Согласно Указаний Минсоцразвития от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение под "непосредственным обслуживанием больных" понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Как следует из приложения N 1 к вышеназванным Указаниям Минздравсоцразвития, перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении, отнесены к видам деятельности младшего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2. Кроме того, данным актом определен и примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в числе которых поименованы "палатная-санитарка, санитарка-носильщица, санитарка-уборщица".
Из трудовой книжки Туякбасаровой (до брака Шукуровой) С.Б. следует, что она в период с 02.04.1986г. по 19.05.1993г. работала санитаркой инфекционного отделения ГБУЗ АО "Володарская РБ".
Согласно сведениям "данные изъяты" (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ) Туякбасарова С.Б., действительно работала санитаркой инфекционного отделения указанной больницы с 02.04.1986г. по 19.05.1993г. Во время осуществления своей трудовой деятельности она находилась в отпусках по уходу за ребенком: с 01.11.1987г. по 21.02.1989г., с 18.07.1990г. по 16.09.1991г., с 16.10.1991г. по 16.05.1993г. Должность санитарки инфекционного отделения относится к списку профессий, имеющих право на досрочную пенсию по выслуге лет, относится к Списку N2 Раздел XXIV Шифр 2260000а утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N10.
Из должностной инструкции санитарки инфекционного отделения "данные изъяты" утвержденной в 2012г., следует, что в обязанности санитарки входит соблюдение положения об уходе за больными (осуществление подачи, уборки, мойки суден, мочеприемников, подготовка и подача сестре грелок, клизм и др. предметов ухода; оказание помощи сестре при перевязке, в умывании, купании тяжелобольных и др.), регулярная смена постельного и другого белья больным; перекладывание тяжелобольных, участие в проведении им гигиенических процедур и других форм ухода; выполнение поручений врачей отделения и среднего медицинского персонала по медицинскому обслуживанию больных; осуществление кормления больных согласно распорядка дня, мытье и обработка посуды; сопровождение по указанию медицинской сестры больных в лечебно-диагностические кабинеты; содержание вверенного инвентаря, предметов ухода в чистоте, проведение уборок, проветривания и кварцевания палат.
Судом установлено, что аналогичные положения содержались в должностных обязанностях санитарки инфекционного отделения "данные изъяты" в период с 1986 по 1993г.г.
Помимо указанных документов, факт работы Туякбасаровой С.Б. в тяжелых условиях труда, согласно Списку N2, подтверждается приказом N66-л от 03.04.1986г. о назначении на должность санитарки инфекционного отделения, лицевыми счетами и карточками-справками на имя Туякбасаровой С.Б., согласно которым она в спорный период работала палатной санитаркой инфекционного отделения на 1 ставку.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы районный суд пришел к обоснованному выводу о включении периода работы Туякбасаровой С.Б. в должности санитарки инфекционного отделения "данные изъяты" в ее специальный стаж.
Как верно установилсуд первой инстанции работа Туякбасаровой С.Б. в должности санитарки инфекционного отделения "данные изъяты" была непосредственно связана с обслуживанием инфекционных больных, осуществлялась в условиях контакта данного медицинского работника и пациента, в режиме полной занятости по специальности, и соответствовала тяжелым условиям труда, в связи с чем, входит в Спискок N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
Вместе с тем в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств, в обосновании доводов апелляционной жалобы, опровергающих право истца на включение указанных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж.
Обоснованы и выводы суда и в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Из материалов дела усматривается, что у Туякбасаровой С.Б. имеются дети ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, таким образом, во время осуществления своей трудовой деятельности в должности санитарки инфекционного отделения, она находилась в отпусках по уходу за ребенком: с 01.11.1987г. по 21.02.1989г., с 18.07.1990 г. пo 16.09.1991г., с 16.10.1991г. по 16.05.1993г.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1, вступившего в силу 6.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности, в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до 6.10.1992 года, т.е. до внесения в нее изменений,
При этом, согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Учитывая, что отпуска по уходу за ребенком Туякбасаровой С.Б. имели место до этой даты, а последний отпуск по уходу за ребенком начался 16.10.1991 г., то есть в период действия названных нормативных актов, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел в верному выводу, что о включении периодов нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком в ее специальный стаж.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов, с учетом периодов включенных в специальный стаж истца решением ГУ УПФ РФ в Володарском районе, на момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ Туякбасарова С.Б. проработала на тяжелых работах более половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, районный суд пришел к правильному выводу о назначении ей досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ на один год за каждые 2 года такой работы.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По правилам, установленным частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах вопреки доводам жалобы, суд, удовлетворив требования истца в полном объеме, обоснованно взыскал с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный Фонд и его территориальные органы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины, судебная коллегия также признает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный Фонд и его территориальные органы подлежат освобождению от уплаты судебных издержек, судебная коллегия также признает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права, поскольку положения 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются на всех участников гражданского судопроизводства и исключений для бюджетных организаций не содержат.
Поскольку доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда в Володарском районе Астраханской области - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.