Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Папуши А.С.,
судей Астафьевой О.Ю., Харина Р.И.,
при секретаре Жаповой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Железнодорожного муниципального образования, обществу с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление", открытому акционерному обществу "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" о признании бездействия незаконным, понуждению к устранению нарушений
по апелляционной жалобе администрации Железнодорожного муниципального образования на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) в защиту прав неопределенного круга лиц указано, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района. Отбор проб для исследования качества питьевой воды централизованного водоснабжения проводился в мониторинговой точке "адрес изъят" (вода, в которую поступает из артезианских скважин NN 1 и 2), а также перед поступлением в распределительную сеть из скважин NN 1, 2. Количество отобранных проб в год составляет 16. По результатам лабораторных испытаний в период с 2013 года по 2015 год пять проб воды в мониторинговой точке "адрес изъят", перед поступлением в распределительную сеть из скважин NN 1, 2 не соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по микробиологическим показателям: общие колиформные бактерии (присутствие в 100 мл при нормативе отсутствие в 100 мл), термотолерантные колиформные бактерии (присутствие в 100 мл при нормативе отсутствие в 100 мл).
Администрацией Железнодорожного муниципального образования, являющегося собственником объектов водоснабжения р.п. Железнодорожный, в соответствии с актами приема-передачи к договору аренды "номер изъят" от 15 июля 2010 года ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ОАО "Облжилкомхоз") передано, в том числе следующее имущество: артезианские скважины NN 1, 2; артезианские скважины NN 7, 10; наружные сети водопровода в р.п. Железнодорожный.
С 23 ноября 2015 года использование скважин NN 7, 10 для водоснабжения населения временно приостанавливалось эксплуатирующей организацией из-за несоответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам, водоснабжение переключалось скважины NN 1, 2 (групповой водозабор) и скважину N 6.
До настоящего времени допускается использование указанных водных объектов без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты зон санитарной охраны скважин NN 1, 2 не разработаны. Обязанность организации водоснабжения возлагается на администрацию Железнодорожного муниципального образования, поскольку она является собственником водозаборных сооружений и водопровода.
Организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации объектов водоснабжения на территории Железнодорожного муниципального образования, является ООО "Железнодорожное управление" на основании договора субаренды от 1 июля 2015 года, в соответствии с которым последний обязан использовать имущественный комплекс с соблюдением санитарных условий. Качество воды из подземных источников централизованного водоснабжения - скважин NN 1, 2, NN 7, 10 и распределительной сети централизованного холодного водоснабжения в р.п.Железнодорожный представляют реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения р.п. Железнодорожный, поскольку вода является недоброкачественной, не соответствующей нормативным требованиям.
О неудовлетворительном качестве воды направлено 7 уведомлений в адрес Железнодорожного муниципального образования, также информировано ООО "Железнодорожное управление", ОАО "Облжилкомхоз", предлагалось принять меры для обеспечения населения водой гарантированного качества. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в р.п. Железнодорожный не разрабатывались, Усть-Илимским Роспотребнадзором не согласовывались. Бездействие администрации Железнодорожного муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан доброкачественной питьевой водой, а ООО "Железнодорожное управление" и ОАО "Облжилкомхоз" выражается в необеспечении соответствия качества питьевой воды р.п. Железнодорожный требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
С учетом уточнений заявленных требований административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Железнодорожного муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, в части ненадлежащей организации водоснабжения населения р.п. Железнодорожный "адрес изъят" питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; обязать администрацию Железнодорожного муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, организовать водоснабжение населения р.п. Железнодорожный "адрес изъят" питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в срок до 1марта 2016 года; обязать администрацию Железнодорожного муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения р.п.Железнодорожный (скважин NN 7, 10, NN 1, 2) и получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам в срок до 1 марта 2017 года; обязать администрацию Железнодорожного муниципального образования, наделенного статусом городского поселения, организовать водоснабжение населения р.п.Железнодорожный из водных объектов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до 1 июля 2017 года; признать бездействие ООО "Железнодорожное управление" незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды "адрес изъят" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; обязать ООО "Железнодорожное управление" обеспечить качество питьевой воды в р.п. Железнодорожный "адрес изъят" в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в срок до 1марта 2016 года; обязать ООО "Железнодорожное управление" использовать для водоснабжения населения р.п. Железнодорожный водные объекты, имеющие санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до 1 июня 2016 года; признать бездействие ОАО "Облжилкомхоз" незаконным в части необеспечения соответствия качества питьевой воды по "адрес изъят" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; обязать ОАО "Облжилкомхоз" обеспечить качество питьевой воды в р.п. Железнодорожный "адрес изъят" в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в срок до 1марта 2016 года; обязать ОАО "Облжилкомхоз" использовать для водоснабжения населения р.п. Железнодорожный водные объекты, имеющие санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 1 июня 2016 года.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Теребилкина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Железнодорожного муниципального образования Сафонов А.С., действующий на основании доверенности, административный иск не признал.
В судебное заседание представители административных ответчиков ООО "Железнодорожное управление", ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением суда исковые требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области удовлетворены.
На решение суда администрацией Железнодорожного муниципального образования подана апелляционная жалоба, в которой представитель заявителя жалобы Сафонов А.С., действующий на основании доверенности, просит решение суда в части признания незаконным бездействия администрации Железнодорожного муниципального образования, возложения на нее обязанности организовать водоснабжение населения, обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов к отмене решения заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что в рамках возложенных полномочий администрация Железнодорожного муниципального образования надлежаще организовала водоснабжение на территории п.Железнодорожный, заключив по результатам проведенного открытого конкурса договор аренды "номер изъят" от 15 июля 2010 года сроком на 10 лет с ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство".
Отмечает, что администрация Железнодорожного муниципального образования не является органом коммунального хозяйства, а также владельцем объектов, которые оказывают (или могут оказывать) отрицательное влияние на качество воды в границах скважин NN 1, 2, 7, 10.
Полагает, что при вынесении решения суд не учел положения пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02, который регламентирует санитарные мероприятия в пределах поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Обращает внимание, что решение содержит обязательство, которое следует исполнить до вступления решения в законную силу - до 1 марта 2016 года, что противоречит статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в собственности Железнодорожного муниципального образования находятся объекты коммунальной инфраструктуры, в состав которых входят в том числе: "данные изъяты". Данные объекты используются для водоснабжения населения р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области.
По договору аренды "номер изъят" от 15 июля 2010 года указанные объекты коммунальной инфраструктуры - имущественный комплекс переданы Железнодорожным муниципальным образованием во временное владение и пользование ОАО "Облжилкомхоз", сроком на десять лет.
В свою очередь ОАО "Облжилкомхоз" согласно договору субаренды имущественного комплекса от 1 июля 2015 года переданы указанные объекты коммунальной инфраструктуры во временное владение и пользование субарендатору ООО "Железнодорожное управление" сроком на одиннадцать месяцев.
Из текста договоров аренды, субаренды, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения р.п. Железнодорожный (скважин NN 7, 10, NN 1, 2) и получение по ним санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, ни на арендатора ОАО "Облжилкомхоз", ни на субарендатора ООО "Железнодорожное управление", не возложена.
Также судом установлено, что согласно протоколам лабораторных испытаний за 2013-2015 годы пробы воды в р.п. Железнодорожный не отвечают гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В адрес Железнодорожного муниципального образования административным истцом неоднократно направлялись уведомления о принятии мер по организации водоснабжения населения доброкачественной питьевой водой, что подтверждается уведомлениями за 2014-2015 годы.
Как следует из информации о мерах по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой за 2013-2015 годы, Железнодорожному муниципальному образованию предлагалось принять меры по ограничению (запрещению) использования водных объектов (скважины NN 7, 10), согласовать вывод объектов централизованной системы водоснабжения из эксплуатации; утвердить схему водоснабжения поселения без эксплуатации артезианских скважин NN 7, 10; разработать план мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (в том числе на случай выхода из строя водопроводных сооружений); обеспечить финансирование в 2015 году мероприятий по муниципальной подпрограмме Железнодорожного муниципального образования "Чистая вода" на 2014-2018 годы: пункт 4 установка бактерицидных ламп на скважинах NN 7, 10; в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно протоколу "номер изъят" от 7 июля 2015 года администрацией муниципального образования "Усть-Илимский район" директору Железнодорожного управления ОАО "Облжилкомхоз" З. рекомендовано: немедленно приостановить работу артезианских скважин NN 7, 10; выявить источники бактериального загрязнения воды артезианских скважин NN 7, 10, принять меры по их устранению; провести комплекс мероприятий по обеззараживанию артезианских скважин и водящей сети поселка, своевременно осуществлять дезинфекцию водопроводных сетей, устья скважин после их ремонта или ввода в эксплуатацию; своевременно осуществлять плановый ремонт ветхих водопроводных, канализационных и теплосетей поселка, а также осуществлять строительство новых сетей; своевременно осуществлять зачистку и дезинфекцию территории поселка (в том числе 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин), в случае аварийных выходов сточных вод на поверхность; в соответствии с требованиями пункта 2.4 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" осуществлять дератизационные мероприятия на объектах водоснабжения, канализации, своевременно выполнять необходимые мероприятия по санитарной охране 1 пояса зоны санитарной охраны подземных водоисточников в р.п. Железнодорожный: провести ограждение первого пояса зоны санитарной охраны, обеспечить павильоны артезианских скважин охраной; спланировать территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземных водозаборов для отвода поверхностного стока; провести очистку территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин от твердых бытовых отходов; обеспечить получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов р.п.Железнодорожный санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; в течение трех месяцев с момента получения технического задания от администрации Железнодорожного муниципального образования, разработать план мероприятий по введению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включить в состав инвестиционной программы; осуществлять проведение производственного контроля за водоисточниками, информировать территориальный отдел о каждом случае выявления несоответствия питьевой воды гигиеническим требованиям; своевременно информировать территориальный отдел о случаях аварий на сетях водоснабжения и канализации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Проанализировав положения Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающее среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, исходя из того, что ненадлежащая организация водоснабжения населения р.п. Железнодорожный создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, несет потенциальный риск возникновения заболеваний населения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления Управления Роспотребнадзора по Иркутской области о признании незаконным бездействия администрации Железнодорожного муниципального образования, ООО "Железнодорожное управление", ОАО "Облжилкомхоз" и возложении на административных ответчиков обязанности по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении дела судом первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12февраля 2016 года по административному делу по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Железнодорожного муниципального образования, обществу с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление", открытому акционерному обществу "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" о признании бездействия незаконным, понуждению к устранению нарушений - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи О.Ю. Астафьева
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.