Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Папуши А.С.,
судей Карнышова А.И., Харина Р.И.,
при секретаре Зуевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" о признании недействующим предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области,
по апелляционной жалобе представителя публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" по доверенности Гордеева С.Л. на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления указано, что в соответствии с распоряжением Государственной инспекции труда по Иркутской области от 21 сентября 2015 года "номер изъят" в отношении филиала публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" (далее - ПАО "Иркутскэнерго") Ново-Зиминская ТЭЦ проведена проверка в связи со смертельным несчастным случаем, произошедшим 06 августа 2015 года с начальником смены электрического цеха К., по вопросу отсутствия прохождения обязательного психиатрического освидетельствования у умершего.
По результатам проверки Государственной инспекцией труда в Иркутской области 15 октября 2015 года составлен акт проверки и вынесено предписание "номер изъят" "Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Согласно предписанию директор филиала ПАО "Иркутскэнерго" Ново-Зиминская ТЭЦ Чернокалов С.П. в срок до 29 декабря 2015 года обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и провести обязательное медицинское освидетельствование работникам, осуществляющим отдельные виды трудовой деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающим в условиях повышенной опасности.
До настоящего времени порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства здравоохранения РФ, не определен.
Прямой нормы права, обязывающей работников проходить обязательное психиатрическое освидетельствование, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Также не установлены требования к медицинским организациям, проводящим обязательное психиатрическое обследование, не определены требования к качественному и количественному составу врачебной комиссии, участвующей в проведении обязательного психиатрического обследования.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды трудовой деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, установлено, что такое освидетельствование проводится не реже одного раза в 5 лет и только в отношении работников, а не в отношении лиц, поступающих на работу.
ПАО "Иркутскэнерго" осуществляет организацию проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ.
Перечисленные в предписании работники филиала ПАО "Иркутскэнерго" Ново-Зиминская ТЭЦ имеют заключения о профессиональной пригодности с приложением результатов обследования всех врачей, включенных в состав комиссии, в том числе врача-психиатра.
В дополнении к административному исковому заявлению истец указал, что в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть осуществлена только по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки; о проведении внеплановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Учитывая, что внеплановая выездная проверка проведена с нарушением норм указанного Федерального закона, вынесенное на ее основании предписание в силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона подлежит отмене.
Истец просил признать недействующим полностью предписание Государственной инспекции труда по Иркутской области от 15 октября 2015 года "номер изъят" "Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", вынесенное в отношении директора филиала ПАО "Иркутскэнерго" Ново-Зиминская ТЭЦ Чернокалова С.П., как не соответствующее закону и нарушающего права лица, обратившегося в суд.
В судебном заседании представитель ПАО "Иркутскэнерго" по доверенности Гордеев С.Л. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением суда в удовлетворении иска ПАО "Иркутскэнерго" отказано.
На решение суда представителем ПАО "Иркутскэнерго" по доверенности Гордеевым С.Л. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить полностью, вынести новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд неправомерно не принял во внимание доводы ответчика о грубом нарушении Государственной инспекцией труда по Иркутской области положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в части основания проведения внеплановой выездной проверки.
Суд не учел, что в адрес ПАО "Иркутскэнерго" распоряжение о проведении внеплановой проверки не направлялось и под роспись руководителю, иному должностному лицу либо уполномоченному представителю юридического лица не вручалось.
Суд не принял во внимание, что проведение обязательного психиатрического освидетельствования для определения пригодности работника к поручаемой работе не предусмотрено ст. 23 Закона РФ от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии добровольного согласия обследуемого на его проведение.
Кроме того, Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 695, не предполагают направление работодателю решения комиссии о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида работы, указанного в направлении на освидетельствование, следовательно, у работодателя отсутствует основание для отстранения работника в случае его непригодности к выполнению работ.
Данные Правила предусматривают прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками не реже одного раза в пять лет, в то время как указанные в предписании работники работают в организации менее пяти лет.
Судом необоснованно не приняты доводы истца о том, что действующим законодательством, в том числе ст. 214 Трудового кодекса РФ, обязанность прохождения работниками обязательного психиатрического освидетельствования не установлена, а также о том, что законом не установлен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя ПАО "Иркутскэнерго" по доверенности Ринчинэ С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 21 сентября 2015 года заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области Д. в целях защиты прав и интересов работников в связи со смертельным случаем, произошедшим 06 августа 2015 года с начальником смены электрического цеха К. (отсутствием прохождения обязательного психиатрического освидетельствования у умершего), вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении филиала ПАО "Иркутскэнерго" Ново-Зиминская ТЭЦ с назначением уполномоченного лица Государственного инспектора труда М.
Из акта проверки от 15 октября 2015 года "номер изъят", составленного государственным инспектором труда М., следует, что к исполнению трудовых обязанностей без проведения обязательных психиатрических освидетельствований были допущены заместитель начальника электроцеха по ремонту "данные изъяты", начальник смены "данные изъяты", электромонтеры по ремонту релейной защиты и автоматики "данные изъяты", начальник смены "данные изъяты", электромонтер по обслуживанию электрооборудования "данные изъяты", электромонтеры по обслуживанию электрооборудования электростанции "данные изъяты", инженер "данные изъяты", заместитель начальника цеха по ремонту "данные изъяты", начальник смены станции "данные изъяты" и другие работники электроцеха, заключения о проведении обязательных психиатрических освидетельствований работодателем не представлены.
15 октября 2015 года директору Ново-Зиминской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго" Чернокалову С.П. выдано предписание "номер изъят" устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно провести обязательные психиатрические освидетельствования перечисленным в акте проверки от 15 октября 2015 года работникам, осуществляющим отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающим в условиях повышенной опасности.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и установив, что в силу требований ст.ст. 213, 214 Трудового кодекса РФ, Федерального закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, работодатель обязан проводить обязательные психиатрические освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, не реже 1 раза в 5 лет, для определения психического состояния работника по его пригодности к работе, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из того, что не проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников создает угрозу промышленной безопасности, возможность наступления несчастных случаев на производстве, угрозу здоровью работников, обязательное психиатрическое освидетельствование работников позволяет выявить и предупредить наступление неблагоприятных последствий в случае непригодности работников к осуществлению отдельных видов деятельности, связанных с источниками повышенной опасности.
Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, основанными на законе, они мотивированы и подтверждаются обстоятельствами дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств проведения обязательного психиатрического освидетельствования в отношении перечисленных в предписании работников, а предварительные медицинские осмотры работников не могут заменить обязательное психиатрическое освидетельствование работников, направленное на определение психической пригодности к осуществлению отдельных видов деятельности в условиях повышенной опасности.
Учитывая, что предписание вынесено государственной инспекцией труда в пределах предоставленных законом полномочий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства с соблюдением порядка его принятия, оснований для признания предписания незаконным (недействующим) не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, правильно истолкованных и примененных судом первой инстанции при рассмотрении дела, направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, что основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке не является.
Суд первой инстанции полно и правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" о признании недействующим предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи А.И. Карнышов
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.