Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., с участием переводчика К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Тожалиева Д.Р.у. на постановление судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 12 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тожалиева Д.Р.у., (данные изъяты),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Слюдянского районного суда Иркутской области ФИО7 от 12 июля 2016 года гражданин Республики (данные изъяты) Тожалиев Д.Р.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Тожалиев Д.Р.у., не соглашаясь с постановлением судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 12 июля 2016 года, просит об отмене данного судебного акта, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав Тожалиева Д.Р.у., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (части 1, 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье (часть 2 статьи 28.2 названного Кодекса).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области миграции населения (подпункт 15 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Протокол об указанном правонарушении должен в течение суток направляться судье или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении (статья 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов (пункт 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, Тожалиев Д.Р.у., являясь гражданином Республики (данные изъяты), прибыл в Российскую Федерацию 06 октября 2015 года, осуществил постановку на миграционный учет до 03 января 2016 года по адресу: "адрес изъят", за оформлением патента на работу не обращался, после окончания срока пребывания с 04 января 2016 года не выехал из Российской Федерации, тем самым нарушил требования пункта 2 статьи 5 Закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N115-ФЗ от 25 июля 2002 г.
По данному факту нарушения миграционного законодательства 12 июля 2016 года инспектором ОУФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе Д. в отношении Тожалиева Д.Р.у. составлен протокол об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого 12 июля 2016 года судьей Слюдянского районного суда Иркутской области Тожалиев Д.Р.у. привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ подпункт 15 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признан утратившим силу. Данный Федеральный закон действует с 04 июля 2016 года.
Этим же Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Из вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тожалиева Д.Р.у. к административной ответственности, должностное лицо ФМС не имело полномочий составлять протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
Поскольку вина Тожалиева Д.Р.у. в совершении административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства - протокола об административном правонарушении, составленного неуполномоченным должностным лицом, постановление судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 12 июля 2016 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Тожалиева Д.Р.у. удовлетворить.
Постановление судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 12 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тожалиева Д.Р.у. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Тожалиева Д.Р.у. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.