Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Горпенюк В.В. на решение судьи Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
постановление административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении должностного лица ООО " "данные изъяты"" директор Копцева А.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории "адрес"" с назначением административного наказания в виде предупреждения,- оставлено без изменения
УСТАНОВИЛ
Постановлением административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти о назначении административного наказания по делу N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО " "данные изъяты"" (далее ООО " "данные изъяты"") директор Копцев А.Н. привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление административного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, защитник Горпенюк В.В. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Общества к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указал, что муниципальные органы для жильцов дома специально отведенное место для складирования отходов не обозначили, не обустроили и не сформировали для него земельный участок. Кроме того, возле данного дома отсутствует возможность оборудования места для складирования отходов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 в связи с близким расположением детской площадки, проезжих частей, оград и газонов, в связи с чем, у ООО " "данные изъяты"" отсутствовала возможность исполнить требования акта органов местного самоуправления. Также, указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, и полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просил состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях должностного лица состава вмененного правонарушения.
Проверив представленные материалы дела, выслушав Копцева А.Н. и защитника Горпенюк В.В. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Административной комиссии Центрального района г. Тольятти Мельникова В.С., считаю, что доводы жалобы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ определяет, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 6.2 "Правил благоустройства территории городского круга Тольятти", утвержденных постановлением мэрии г.о. Тольятти от 26.02.2013 г. N 543-П/1, не допускается складирование отходов на любых территориях вне специально установленных мест.
В соответствии с п. 2.2.10. СанПиН 42-128-4690-88. "Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об отходах производства и потребления" - объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Пунктом 1 статьи 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" от 01.11.2007 г. N115-ГД предусмотрена ответственность за неисполнение нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, кроме действий, предусмотренных статьями 2.27, 4.11, 4.23 и 10.3 настоящего Закона в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - до восьми тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе надзора за соблюдением федерального законодательства предоставлении жилищно-коммунальных услуг гражданам Центрального района г.о.Тольятти, прокуратурой Центрального района, совместно со специалистом администрации Центрального района ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка территории прилегающей к дому N по "адрес", в ходе которой было установлено, что по указанному адресу ООО " "данные изъяты"" в нарушение п. 6.2 "Правил благоустройства территории городского округа Тольятти", утвержденных постановлением мэрии г.о. Тольятти от 26.02.2013 г. N 543-п/1, допустило складирование отходов на территории вне специально установленных мест - возле подъезда жилого дома.
По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности заместителя прокурора Центрального района г.Тольятти Сергеевым Ю.Д. в отношении ООО " "данные изъяты"" было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и, в этот же день, Административной комиссией Центрального района г.Тольятти юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
Оставляя постановление административного орган без изменения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях должностного ООО " "данные изъяты"" Копцева А.Н. содержится состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.4 Закона Самарской области N115-ГД от 01.11.2007 года "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", поскольку в соответствии с п.6.2 "Правил благоустройства территории городского круга Тольятти", утвержденных постановлением мэрии г.о. Тольятти от 26.02.2013 г. N 543-П/1, складирование отходов на любых территориях вне специально установленных мест не допускается.
Вместе с тем, с такими выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст.ст. 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо события административного правонарушения подлежит доказыванию административным органом виновность лица в совершении административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
В соответствии с п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные Правила Содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с п.2 Приложения N 1 Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 21.09.2007 года "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Тольятти (в ред. от 05.05.2015 года) управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении городского округа, от имени и в интересах городского округа, осуществляет мэрия г.о. Тольятти.
Согласно п.п. "с" п.6 Приложения N 2 Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 21.09.2007 года "Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Тольятти" (в ред. от 05.05.2015 года) предоставление земельных участков для размещения контейнерных площадок для сбора и накопления твердых бытовых отходов (ТБО) осуществляется в аренду.
Вместе с тем, как административным органом, так судом первой инстанции не было принято во внимание, что земельный участок для обустройства контейнерной площадки для складирования ТБО по адресу: "адрес", на территории дома N, ООО " "данные изъяты"" не предоставлялся, в установленном законом порядке не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.
Согласно п.п.8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Из материалов дела усматривается, что к зданию многоквартирного жилого дома N "адрес" примыкает детская площадка, проезжие части дорог, ограды и газоны различных организаций, следовательно, размещение контейнерной площадки для складирования ТБО, будет нарушать вышеуказанные требования "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание и не проверены надлежащим образом ни административным органом при реализации процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, ни судом первой инстанции в ходе проверки законности вынесенного постановления, однако бесспорно подтверждают отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного ему административного правонарушения.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отменен постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Исходя из того, что вина Копцева А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. " Об административных правонарушениях на территории Самарской области", не доказана и не подтверждена представленными материалами, прихожу к выводу, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Копцева А.Н. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение судьи Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление административной комиссии Центрального района г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении должностного лица - директора ООО " "данные изъяты"" Копцева А.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.4 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" с назначением административного наказания в виде предупреждения, отменить, производство по делу прекратить по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Жалобу защитника - удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.