Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Набок Л.А.,
судей - Улановой Е.С., Сивохина Д.А.,
при секретаре - Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Аляжина Д.А. - Биктеевой Э.А. на решение Кинельского районного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Аляжина Д.А. о признании утратившим силу Постановления Администрации Кинельского района Самарской области N 254 от 02.06.1999 года, признании права собственности на квартиру расположенную по адресу: "адрес" в порядке приватизации, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аляжин Д.А. обратился в суд с иском к Администрации с.п. Чубовка муниципального района Кинельский Самарской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. проходит службу в ОВД в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Межмуниципалыюго отдела МВД России "Кинельский". Решением собрания представителей сельского поселения Чубовка м.р. Кинельский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. ему выделена квартира по адресу: "адрес", в которой Аляжин Д.А. прописан и проживает по настоящее время. В данном решении указано, что право приватизации вышеуказанной квартиры у него возникает через 5 (пять) лет работы участковым инспектором. Ранее данная квартира постановлением администрации Кинельского района ДД.ММ.ГГГГ. была признана жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, предназначенным для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, таким образом, вышеуказанная квартира относится к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежит. Истец полагает, что спорное жилое помещение ему выделено правомерно. Данная квартира утратила статус специального жилья с ДД.ММ.ГГГГ. и на момент передачи из одного муниципального образования м.р.Кинельский в другое муниципальное образование с.п.Чубовка Кинельского района такого статуса не имела. Поскольку с Аляжиным Д.А. заключён договор социального найма жилого помещения на данную квартиру, он имеет право на её приватизацию.
Основываясь на изложенном, уточнив исковые требования, Аляжин Д.А. просил суд признать утратившим силу Постановление Администрации Кинельского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. в части исполнения Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122 от 02.08.1995г., в связи с его отменой. Восстановить срок исковой давности по признанию утратившим силу Постановления Администрации Кинельского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Признать за истцом право собственности на квартиру в порядке приватизации по адресу: "адрес"
Cудом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. На момент предоставления истцу спорного жилого помещения квартира к специализированному жилищному фонду в установленном порядке отнесена не была. Договор социального найма с истцом не расторгнут, никем не оспорен, в установленном законом порядке недействительным не признан. Суд неверно применил нормы закона в отношении обеспечения жильем сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции.
В заседании судебной коллегии представители Аляжина Д.А. - Биктеева Э.А. и Мамонова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель третьего лица Администрации м.р. Кинельский Самарской области Силантьева Т.Л. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в заседание судебной коллегии не явились.
В соответствии со статьёй167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Администрации Кинельского района N 176 "О приобретении жилых помещений для инвалидов и участников ВОВ" сельским администрациям выделены целевые денежные средства на приобретение жилых помещений для инвалидов, участников ВОВ согласно приложению в соответствии с которым Чубовской сельской администрации выделены "данные изъяты" мл. руб. для приобретения двухкомнатной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ. Чубовской сельской Администрацией заключен договор купли -продажи, согласно которому продавец Зайцева М.П. продала, а покупатель - Чубовская сельская Администрация приобрела двухкомнатную квартиру, находящуюся в "адрес", стоимостью "данные изъяты" руб.
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Администрации Кинельского района Самарской области N "О передаче в муниципальную собственность жилых помещений социального использования", данная квартира принята в муниципальную собственность в качестве жилищного фонда социального использования (согласно Перечню).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества сельского поселения Чубовка жилой дом, расположенный "адрес", год постройки 1959, общей площадью 272, 3 кв. мнесён в реестр имущества сельского поселения Чубовка муниципального района Кинельский 20.03.2007 года на основании Закона Самарской области N 185 - ГД от 27.12.2006 года "О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Кинельский Самарской области, Постановления Администрации м.р.Кинельский "О безвозмездной передаче имущества в собственность с.п.Чубовка" указанная квартира передана с.п.Чубовка от 20.03.2007 года.
Согласно справке помощника начальника отдела-руководителя группы по работе с личным составом МО МВД России "Кинельский" подполковника внутренней службы Власкина Э.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ. Аляжин Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся участковым уполномоченным милиции отдела участковых уполномоченных милиции ОВД по городскому округу Кинель и муниципальному району Кинельский Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ находился в распоряжении межмуниципального отдела МВД России "Кинельский", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является участковым уполномоченным отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России "Кинельский" Самарской области (л.д. 64-65).
ДД.ММ.ГГГГ. решением Собрания представителей с.п. Чубовка м.р. Кинельский принято решение о распределении квартиры по адресу: "адрес", о предоставлении по мере освобождения для проживания участковому инспектору. В данном решении также указанно, что право приватизации квартиры предоставить через 5 (пять) лет работы участковым инспектором(л.д. 27)
ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией с.п. Чубовка и Аляжиным Д.А. заключен договор социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией с.п. Чубовка истцу отказано в приватизации спорного жилого помещения, в связи с отнесением данного жилого помещения жилищному фонду социального использования.
ДД.ММ.ГГГГ. решением Собрания представителей с.п.Чубовка N решение Собрания представителей с.п. Чубовка м.р. Кинельский от 01.07.2008г. о распределении квартиры по адресу: "адрес"" отменено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилью, что свидетельствует об особенностях его правового режима и невозможности его отчуждения в порядке приватизации.
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, которым судом с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после принятия 01.03.2005 года Жилищного кодекса РФ статья 29 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в связи с чем утрачен статус спорного жилого помещения как специализированного не могут быть учтены.
Из материалов дела следует, что квартира по адресу: "адрес" принята в муниципальную собственность в качестве жилищного фонда социального использования на основании постановления Администрации Кинельского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания.
Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является муниципальной собственностью и не подлежит приватизации, обмену, сдаче в поднаём, или аренду.
Таким образом, статус квартиры как специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда социального обслуживания населения определён ДД.ММ.ГГГГ., данный статус жилое помещение не утрачивало, решение об исключении его из специализированного жилого фонда не принималось, материалами дела подтверждается, что проживание в спорной квартире инвалидов и участников ВОВ после 01.03.2005 года.
В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение отнесено к жилым помещениям системы социального обслуживания населения (социального использования) является правильным.
Кроме того, из содержания решения Собрания представителей с.п. Чубовка м.р. Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира, которая распределена участковому инспектору, относится к жилым помещениям, предназначенным для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения отнесены к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений в установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте и не подлежит отчуждению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения, который не расторгнут и никем не оспорен, не могут служить основанием для приватизации спорной квартиры истцом.
В силу статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В установленном законом порядке, т.е. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с предоставлением необходимых документов, Аляжин Д.А. по месту службы, либо в орган местного самоуправления, не обращался, в связи с чем лицом, нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном статьей 51 Жилищного кодекса РФ, признан не был.
Кроме того, из представленных судебной коллегии документов следует, что Аляжину Д.А. и членам его семьи на основании договора купли-продажи от 18.12.2010г. принадлежит "данные изъяты" доли квартиры "адрес" а также на основании договора передачи квартиры в собственность граждан (в порядке приватизации) ДД.ММ.ГГГГ Аляжину Д.А. принадлежит "данные изъяты" долей в квартире по адресу: "адрес"
Таким образом, общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности Аляжина Д.А. и членов его семьи (4 человека) составляет "данные изъяты" кв. м, что при учётной норме в 10 кв. м на человека, свидетельствует об отсутствии нуждаемости Аляжина Д.А. в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец, являясь участковым уполномоченным полиции, имеет право на признание за ним права собственности на занимаемую им по договору социального найма, квартиру, расположенную "адрес" судебной коллегией отклоняются.
Статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" была предусмотрена обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления предоставить в первоочередном порядке жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как следует из материалов дела, в период действия Закона РФ "О милиции" истец в установленном Законом порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С 01.03.2011 года Закон РФ "О милиции" утратил силу и установлено новое правовое регулирование вопроса по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (пункт 3).
В соответствии с п. 1 ст. 47 указанного выше Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудниками полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Как следует из п. 8 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", финансирование деятельности полиции до 1 января 2012 года осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции, в том числе на дополнительные выплаты сотрудникам полиции сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Обслуживание указанных расходов осуществляется на лицевых счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства в установленном порядке.
Таким образом, принимая во внимание, что Федеральным законом "О полиции" право на первоочередное предоставление жилого помещения сотрудникам полиции или участковым уполномоченным полиции не предусмотрено, и учитывая, что в обоснование своих требований истец ссылается на занимаемую им должность участкового уполномоченного полиции, а в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции" участковые уполномоченные полиции имеют право лишь на получение служебного жилого помещения, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.
Судом также оставлены без удовлетворения исковые требования о признании утратившим силу постановления Администрации Кинельского района Самарской области N 254 от 02.06.1999 года "О передаче в муниципальную собственность жилых помещений социального использования" в части исполнения Федерального Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" N 122 от 02.08.1995г., как не соответствующего Федеральным законам, устанавливающим жилищные правоотношения, в связи с его отменой
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Решение суда в указанной части никем не обжалуется, поэтому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении дела были исследованы все обстоятельства, имеющие значение, суд дал им надлежащую юридическую оценку и разрешилспор в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинельского районного суда Самарской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Аляжина Д.А. - Биктеевой Э.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.